Фестиваль организовало Правительство области. В первую очередь к участию в празднике торговли пригласили производителей продукции под региональной символикой "Самарский продукт". Мероприятие проходит второй год, его цель определил губернатор Дмитрий Азаров – оживить ярмарочную торговлю на территории региона.
23 июля участников и гостей фестиваля приветствовал первый вице-губернатор – председатель областного Правительства Виктор Кудряшов. Он отметил, что в сфере торговли в регионе работает 132 тысячи человек, это практически каждый пятый трудоспособный житель региона. Более 13 тысяч магазинов, свыше 3,5 тысячи учреждений общественного питания, более 150 рынков и ярмарок дают значительный экономический эффект и вносят существенный вклад в бюджет области.
– Сегодня работники торговли - грамотные, ответственные, образованные люди, которые хорошо разбираются в технических тонкостях, поскольку сейчас в сферу торговли привлекается все больше технических средств. Это люди, которые обладают замечательными человеческими качествами, они всегда настроены на позитив, ведь мы приходим в магазины не только для того, чтобы купить товар, но и чтобы пообщаться, зарядиться хорошим настроением. Я поздравляю всех работников торговли с профессиональным праздником. Благодарю их за важный для всех нас труд, желаю им крепкого здоровья! Уверен, что стандарты торговли, обслуживания потребителей в Самарской области будут только улучшаться, – поздравил председатель регионального Правительства и вручил награды губернатора Самарской области Дмитрия Азарова заслуженным работникам торговли региона.
Он также выразил уверенность, что праздник привлечет большое количество жителей Самарской области и станет традиционным.
В день открытия ярмарки, в жаркую июльскую субботу, над главной площадью города звучала народная музыка, привычная "Ах, Самара-городок", витал запах свежей зелени и жаренного на гриле мяса. Публика поначалу стекалась лениво, но к обеду в торговых рядах уже толпились очереди. Шатры разделили на четыре сектора – "Вкусы лета" с сезонной сельскохозяйственной продукцией, "Вкусы времен" с русской национальной одеждой, народной игрушкой и предметами быта, "Вкусы детства" с выпечкой, кондитерскими и молочными изделиями, "Вкусы Поволжья" с гастрономическими символами региона пивом, рыбой и раками.
Больше всего людей собиралось в продуктовых рядах. Здесь – овощи, зелень, свежее мясо, копченые деликатесы из индейки, курицы, свинины и говядины, сыры, мед, молочная продукция, подсолнечное масло, пиво, квас, хлебобулочные изделия. Все – местное.
Татьяна Моторина продавала на ярмарке овощи из личного подсобного хозяйства в Липягах. Пенсионерка рассказала, что очень довольна возможности работать в таком месте.
– Только за счет ярмарок и живем, для нас это очень удобно, особенно на площади. В других местах проходимость маленькая, продажи нет, товар пропадает. Самые лучшие места для торговли – у музея имени Алабина и на площади Куйбышева, здесь всегда есть покупатели, - поделилась продавец. – Плохо одно – мест всего восемьдесят, а нас желающих прийти сюда сегодня было больше трехсот человек.
Много любопытствующих бродило вдоль лавок с изделиями рукодельных мастерских – одеждой в народном стиле, домашним текстилем, керамикой, ростовыми цветами, вязаными и текстильными игрушками, бижутерией и аксессуарами. Владелица студии "ГриОль" Ольга Ковыршина представила на фестивале ростовую флористику и текстильные игрушки.
– Нас сюда пригласили организаторы "Самарского продукта". В подобных мероприятиях участвуем уже не первый раз. Они нам очень помогают, о нас тут узнают. Даже если ничего не покупают, берут визитки, потом звонят, делают заказы. Спасибо организаторам фестиваля! Надеемся, что наше творчество принесет радость, – поделилась предприниматель.
Наталья Цибульникова и Любовь Панофенова много лет шьют одежду в национальном стиле из экотканей, столовое белье, аксессуары, пояса, головные уборы. С маркой "Самарский продукт" с 2019 года, в ярмарках участвуют второй год.
– Наша задача – популяризировать традиции русских в широком смысле, тех, кто живет на этой земле. Мы шьем современную одежду, но с использованием национальных элементов. Все для того, чтобы люди поворачивались к своей культуре, присоединились к своим корням, возродили свою идентичность. Такие мероприятия нам помогают в этом. Еще в 2019 году на нас смотрели с непониманием, говорили: "У вас очень сложный продукт". А в этом году отношение кардинально поменялось. У русских появилась потребность прикоснуться к родному предмету, облачиться в него. И мы эту товарную нишу разрабатываем, – рассказали предприниматели-почвенники.
Гостья фестиваля Вера Симбирева большую часть жизни прожила в Самаре, хотя родилась и выросла в селе. Этим самарчанка объяснила свою любовь к сельхозярмаркам.
– Я за агрономию, за то, чтобы восстановить сельское хозяйство. Я уроженка племзавода "Канаш" Шенталинского района, хочу тут найти продукцию своего района, – рассказала посетительница ярмарки. – Столько всего было раньше в селе. Нужно восстанавливать свое, нужно и молодежь к этому привлекать.
И конечно, как ни одна ярмарка не обходится без "конфеток-бараночек", так и на торговом фестивале было много аппетитной готовой еды. На "Ярмарке вкусов" работали несколько точек "Поляна всех накормит". Команды шеф-поваров известных заведений города готовили для посетителей плов, блюда-гриль, морепродукты, бургеры по секретным ресторанным рецептам.
Творческую ярмарочную атмосферу со сцены создавали музыкальные коллективы, на экране живописные виды области сменялись кадрами купеческой жизни из кинофильма "Жестокий романс". Стилистику старой купеческой Самары поддерживали и артисты на площади – зазывалы в торговых рядах в сюртуках и сапогах, лоточники в фартуках и картузах, купцы в кафтанах, чистильщик обуви в косоворотке, а бурлаки катали желающих на символе города Ладье у памятника большевику Куйбышеву. Со всеми ними охотно фотографировались гости.
Не было скучно на празднике торговли и детям. Для них организовали аквагрим, технопарк с интеллектуальными играми, настольные игры на ловкость и смекалку, прыжки в мешках, городки из объемных мягких цилиндров. Все любознательные и деятельные принимали участие в мастер-классах по ткачеству, созданию текстильной игрушки, лепке из глины, росписи по дереву и прочих народных ремесел.
По общему мнению участников торговли, подобные события дают возможность жителям и предпринимателям пересечься. Это шанс увидеть продукт, который не встретишь большом торговом центре или сетевом магазине. Большинство предпринимателей в обычные дни торгуют на небольших точках, в своих мастерских либо через интернет. Покупатели же тянутся к своему, местному, доверяют ему, для них это шанс убедиться, что в регионе есть интересное производство.
Прошла на фестивале и деловая часть – предпринимательское сообщество региона встретилось с первым вице-губернатором Виктором Кудряшовым. Представители бизнеса в формате дискуссии рассказали о трудностях и тех мерах, которые они принимают, чтобы сохранить свое дело в новых экономических условиях.
Председатель Правительства выслушал все позиции, ответил на вопросы и предложил совместно искать методы решения проблем и выход из сложной ситуации. После официальной встречи Виктор Кудряшов прошел по торговым рядам, пообщался с производителями самарского продукта и принял участие в мастер-классе по приготовлению свиных ребрышек в клюквенном соусе на углях.
Фото: Андрей Савельев