Что одежда рассказывала о человеке
Зрители, пришедшие на встречу, увидели несколько образцов одежды, которую носили наши прабабушки, выходцы из купеческих и мещанских семей. Эти реплики Наталья Хайруллина создала на основе архивных записей, фотографий и свидетельств, полученных в ходе этнографических экспедиций. Они были организованы Самарским центром русской традиционной культуры. Его руководитель Андрей Давыдов также пришел на встречу. Вместе с участниками фольклорно-этнографического ансамбля "Традиция" он исполнял городские романсы и народные песни, записанные в нашем крае. Кстати, традиционные русские костюмы, в которых участники ансамбля предстали перед зрителями, они сшили себе сами с помощью Натальи Хайруллиной. Об этих костюмах она сказала:
- Жители города старались, чтобы одежда не мешала свободе движения. Поэтому у мужчин были широкая рубаха и порты. А женщины нижнее белье заменяли несколькими юбками, которые надевали одна на другую. Вообще, одежда могла многое рассказать о человеке. Кто он, из какого сословия. Так, самарские купцы, старались одеваться по-европейски. В начале прошлого века для этого были все возможности - появились журналы мод, швейные машинки. Мужчины-модники носили пиджак, жилет, бабочку, домотканый пояс, соломенную шляпу, цепочку для часов, даже если их самих не было.
Розовое платье невесты
Среди показанных на встрече женских костюмов было платье розового цвета, которое передала Наталье одна из жительниц Самары.
- Это было венчальное платье ее мамы, - рассказывает мастерица. - Надевать белое тогда не было принято. Венчались в розовом, бежевом или голубом. А голову невесты украшал венец из восковых цветов.
Его образец, который Наталья принесла на встречу, был создан еще одной самарской мастерицей, Ириной Филатовой.
Несколько лет назад Наталья Хайруллина встретилась с внучками самарского дворянина Кабанова. Те принесли фотографии из семейного альбома конца девятнадцатого – начала двадцатого века. Эти снимки, как и сохранившиеся фото других наших соотечественников, живших в то время, помогли представить облик тех людей.
- Кабанов работал кассиром в синематографе, - продолжает свой рассказ Наталья. - Там он и познакомился со своей будущей женой. Она была родом из Русских Липягов. И по фотографиям ее семьи видно, что там одевались по-другому, чем в городе, без щеголеватости.
На старых черно-белых снимках, появлявшихся на экране, можно было увидеть, как одевались дворяне, купцы, мещане в Самаре начала прошлого века. Какие платья, юбки, кофты, сарафаны, сорочки носили женщины.
- Одежду часто украшали кружевами, - рассказывает мастерица. - Их продавали на ярмарках. А можно было и самим сплести на коклюшках. Это искусство тогда было широко распространено.
Зрители увидели на экране и образцы женских причесок.
- У дам высшего сословия, - комментирует Наталья, - волосы были собраны в пучок и держались при помощи шпилек. Если же они выходили на улицу, то непременно надевали шляпку.
"Подгорная" под звуки гармошки
Городские и сельские наряды и традиции порою влияли друг на друга.
- В то время люди часто переезжали из села в город, - рассказывает мастерица, - а он "обтесывал" приезжих, делал похожими. Но, в то же время, многое вбирал в себя из сельских традиций. Так, здесь появлялись "пятачки", на которых самарцы лихо отплясывали под гармошку.
Такой традиционный танец, сопровождавшийся припевками – "Подгорную" артисты из "Традиции" показали гостям вечера.
– В начале прошлого века горожане любили прогуливаться в парках, где играли духовые оркестры, - продолжает Хайруллина. - Но на окраинах, в слободках звучала другая музыка.
Один из ее образцов - озорной "Краковяк", записанный в Пестравском районе. Музыканты "Традиции" исполнили его на встрече.
Кто в городе не прижился, возвращался в село и привносил что-то из усвоенных им привычек и традиций. Показатель этого – городской романс, который в селах можно услышать чаще, чем в мегаполисах. Пели, как правило, о несчастной любви. Одна из таких душещипательных песен была записана в селе Коноваловке Борского района. Под звуки скрипки и балалаек ее исполнил на встрече ансамбль "Традиция".
А еще зрители увидели на экране фрагменты вечера "Минувших дней очарованье". Готовясь к нему, Наталья и ее муж Арслан Хайруллин (мастер по дереву) изучили и воспроизвели быт и костюмы, характерные для жителей села Екатериновки Безенчукского района.