Действительно, здесь есть немало работ с "пластовскими мотивами". Например, лирическая картина Кирилла Пастушенко "Золотая осень", а также несколько других пейзажей. Среди них и те, которые были созданы художником Иреком Нуртдиновым в родном селе Аркадия Пластова.
Это и натюрморты, в которых наглядно представлен архаичный мир деревни, с его самоварами, чугунками, лаптями и краснощекими яблоками.
А еще - удивительные по психологической точности портреты, каждый из которых - это целая человеческая судьба. Среди них, например, "Портрет иеромонаха Иосифа Оптинского" кисти Виктора Углача. А еще - многочисленные образы детей. Порой окружающий мир увиден их глазами. Как, например, на картине Владимира Зунузина. В обычном старом сарае ее героиня увидела нечто таинственное, загадочное. Или в наполненной беззаботной радостью картине Юрия Панцырева "Догони" - с собачкой и убегающей от нее девочкой.
Особенно выразительны портреты, созданные одним из нынешних мэтров ульяновской живописи, народным художником России Виктором Сафроновым. С этих полотен перед нами предстают Аркадий Пластов и великий русский писатель и историк Николай Карамзин, безымянная крестьянская бабушка (картина "Все в прошлом") и молодые люди, вырвавшиеся на природу ("Вдали от шума городского").
Но творческие поиски художников из Ульяновска не ограничиваются этим.
В экспозиции есть поэтические образы Ульяновска (например, картина Александра Романовского "Перекресток"), Свияжска и других заповедных мест России.
Во многих работах читаются и юмор, и ирония, и гротеск. Так показан, например, дровосек на картине Евгения Шибанова "Рубка дров". Или персонаж картины Бориса Клевогина "Колян". Для некоторых авторов изобразительное искусство приближается к театру, становится одной из форм игры. Например, в диптихе Валентины Сотниковой "Коррида", созданном в технике гобелена, переплетение красных жгутов передает мощь быков. Порой в экспозиции появляются целые "карнавальные сообщества". Например, веселые гости за свадебным столом на рельефе Евгения Усерднова.
В некоторых работах видны модернистские мотивы. Так, живописные образы современных Орфея и Эвридики, созданные Аркадием Егуткиным, выражают тревогу за мир, из которого уходит любовь.
Есть и работы, в которых слышны абстракционистские ноты - здесь главное внимание уделяется колориту и экспрессии. Речь идет о картинах Александра Горбунова "Красное и белое" и "Натюрморт с трубкой".
Трогательны произведения художников-примитивистов. Это направление тоже весьма заметно в творческой жизни ульяновских авторов.
На открытии выставки зрителей приветствовали руководители творческих организаций художников в Самарской и Ульяновской областях - Дмитрий Мантров и Николай Чернов.
Фото: Андрей Савельев