Путь к этому полету был долгим. Будущий космонавт появился на свет 8 декабря 1927 года в небольшом казахском городе под названием Петропавловск, но вскоре семья переехала в Ленинград. Родители отдали в ленинградскую школу, и во время учёбы он сильно увлёкся aвиaмoдeлиpoвaниeм в кружке Дворца пионеров.
Фото: Роскосмос
Как пишет Владимир Шаталов в своих воспоминаниях, любовь к авиации, а потом и космонавтике у него возникла ещё в детстве:
- Было время, когда все украшение его маленькой комнаты состояло из авиационного пропеллера, повешенного на стену отцом. Он часто рассказывал мне о своей юности, о боевых делах знакомых летчиков, о самолетах, которые в то время называли аэропланами. Я готов был слушать эти рассказы до поздней ночи. Музыкой звучали для меня слова: "ньюпор", "фарман", "Илья Муромец". Отец не только рассказывал. Однажды он повел меня на аэродром. Как завороженный, смотрел я на поднимающиеся в воздух крылатые машины. Сделав круг, они заходили на посадку, а через некоторое время снова взлетали.
Мирная жизнь для семьи Шаталовых, как и для всех советских людей, закончилась 22 июня 1941 года. Во время войны Владимир сначала нес службу в одной части с отцом. Потом его отправили в эвакуацию, где он получил среднее образование.
Фото: КОГБУК “Музей К.Э. Циолковского, авиации и космонавтики”
После окончания войны Шаталов решил связать свою жизнь c армией, поэтому поступил в 8-ю военную авиационную школу для того, чтобы обучиться управлять самолётами. Но, к сожалению, eе закрыли в августе 1945 года, и поэтому он попал на обучение в Kaчинcкoe авиационное училище.
Вот как пишет в книге "Космические будни" Владимир Шаталов о начале своей лётной карьеры:
- В 1947 году часть курсантов Качинского авиаучилища проходили подготовку в городе Мичуринске Тамбовской области, где после непродолжительного обустройства мы продолжили нашу подготовку на самолётах Як-11 и Як-3. Быстро пролетели годы учёбы. В 1948 году мы должны были окончить Качинское училище, нам даже выдали офицерское обмундирование. Вдруг пришёл приказ задержать выпуск и продлить подготовку. Был введён курс боевого применения на самолётах Як-3. Выпуск задержали до начала 1949 года. Так мы и отходили эту зиму в новых офицерских шапках, как мы выражались, "нам дали по шапке"... Я вместе с шестнадцатью моими сокурсниками был оставлен в училище на инструкторской работе.
Фото: "Волжская коммуна"
Спустя несколько лет молодой офицер поступил в Краснознаменную Военно-воздушную академию, окончил которую в 1956-м году с отличием. В 1960 году дослужился до заместителя командира авиационного полка. Владимир Шаталов испытывал разные типы крылатых машин.
В 1962-м году офицер успешно прошел все требуемые медицинские обследования и его рекомендовали к зачислению на должность космонавта. С начала 1963-го года по январь 1965-го подполковник занимался общекосмической подготовкой. За это время он совершил десять полетов в невесомости, два наземных катапультирования, больше сотни прыжков с парашютом.
Затем началась подготовка к работе на космическом аппарате "Восход-3", однако полет несколько раз откладывался, а после и вовсе был отменен. Дальнейшее обучение космонавта Шаталова проходило по программам стыковки кораблей серии "Союз".
А первый свой полет в космос он совершил в 1969 году, став командиром корабля "Союз-4". В ходе полета была выполнена стыковка с кораблем "Союз-5", после чего на корабль Шаталова через открытый космос перешли космонавты Евгений Хрунов и Алексей Елисеев.
Вот рассказ самого Владимира Шаталова:
- Включаю систему ручного управления. Волнуюсь - еще бы, впервые в космосе должна произойти стыковка двух пилотируемых кораблей! Почти автоматически действую ручками управления. Еще полминуты - до "Союза-5" уже рукой подать. Напряжение достигает апогея. Мой корабль осторожно подходит к "Союзу-5" - причаливает. Облегченно вздыхаю и во весь голос радостно кричу ребятам: "Добро пожаловать!"
Фото: "Волжская коммуна"
В октябре 1969 года случился второй полет Шаталова. Экипажу "Союза-8" предстояла трудная работа: вместе с командами "Союза-6" и "Союза-7" впервые провести совместное маневрирование трех космических кораблей в космосе.
Как вспоминает Шаталов:
- День 14 октября был самым сложным и трудным в нашем полете, заполненным особо ответственными экспериментами. Мне, как командиру группы, приходилось быть в постоянном напряжении и координировать работу всех трех экипажей, особенно в те периоды, когда корабли находились на относительно близком расстоянии друг от друга.
Этот полет тоже закончился благополучно.
Фото: "Волжская коммуна"
Оставил свои воспоминания Владимир Шаталов и о своем третьем полете на станцию "Салют" в 1971 году:
- До "Салюта" осталось всего около ста пятидесяти метров. Настала моя очередь вновь выполнять этот ответственный элемент задания - стыковку корабля, только на этот раз не с таким же кораблем, как наш, а с огромной станцией. Эта операция выполнялась впервые, и я старался проделать все как можно точнее, ювелирнее. Размеры станции быстро увеличиваются. Сохраняю заданную скорость сближения - тридцать сантиметров в секунду. Все проходит, как на тренажере. Порой кажется, что это не полет, а очередная тренировка. Наконец касание и стягивание.
Фото: Юлия Рубцова
После возвращения с орбиты Шаталов стал главкомом ВВС по подготовке и обеспечению космических полётов и начальником Центра подготовки космонавтов. Было подготовлено и выполнено 54 космических полёта, в которых приняло участие 126 космонавтов.
Заслуги космонавта Владимира Шаталова были отмечены не только многочисленными правительственными наградами. В его честь был назван кратер Шаталов диаметром 24,05 километра в Море Москвы на обратной стороне Луны.
Он не раз приезжал в Куйбышев, как сам, так и в составе команды коллег. Были многочисленные встречи в учебных заведениях города, где ему задавали множество вопросов. Куйбышевские встречи и общение с людьми в других городах привело к тому, что он решил написать воспоминания. Вышло три книги, главная из них - "Трудные дороги космоса".