sovainfo.ru

Скоростной трамвай вместо метро: как "пробивали" и строили самарскую подземку

В Куйбышеве 35 лет назад запустили первую очередь метрополитена протяженностью 4,5 км. На линии открыли четыре станции - "Юнгородок", "Кировская", "Безымянка" и "Победа", а также электродепо "Кировское". Ветка "Юнгородок" - "Победа" стала действующей 26 декабря 1987 года, но точкой отсчета послужил 1988 год, когда по проложенным тоннелям начали перевозить около 45 тысяч пассажиров в сутки.

Сейчас Самару сложно представить без метро: работают десять станций. Большинство из них открылось накануне Нового года, установив тем самым своеобразную традицию. За эти годы метро воспользовались больше 600 млн человек. Однако мало кто знает, что в нашем городе метрополитен мог и вовсе не появиться. Sovainfo.ru узнала, как "пробивали" и строили самарскую подземку.

Скоростной трамвай вместо метро: как "пробивали" и строили самарскую подземку Фото: отделочные работы на станции "Кировская", книга Кима Сеглина "Следующая станция"

Спасибо безымянскому трамваю...

После того, как в 1967 году Куйбышев стал городом-миллионником, в местном партийном руководстве подняли вопрос о строительстве метро. На уровне союзного правительства и Госплана идею пробивал первый секретарь куйбышевского обкома КПСС Владимир Орлов при поддержке председателя исполкома Куйбышевского совета народных депутатов Алексея Росовского.

Дело это оказалось нелегким. Столичные специалисты из института комплексных транспортных проблем, прибывшие в город в 1969 году по заданию Госплана, убеждали куйбышевцев, что метро можно вполне заменить трассой скоростного трамвая, которая бы пролегла от Площади Революции через железнодорожный вокзал по улицам Гагарина и Карбышева к Юнгородку. Позже предлагалось также построить дополнительные железнодорожные пути для электропоездов рядом с существующими. Местные специалисты посчитали оба варианта москвичей неперспективными.

- Владимир Орлов рассказывал, что, когда он убеждал генсека Брежнева в необходимости строительства метрополитена в Куйбышеве, одним из доводов, просто поразивших впечатлительнейшего и добрейшего Леонида Ильича, были данные статистики, - писал краевед Владимир Самарцев. - Эта противная статистика утверждала, что в утренние часы на безымянские режимные заводы в салонах трамваев едут рабочие, стоя в среднем по 11 человек на одном квадратном метре. Так что за метро спасибо Владимиру Орлову и безразмерному безымянскому трамваю. А Леониду Ильичу особое спасибо за всё…


Фото: первый секретарь куйбышевского обкома КПСС Владимир Орлов на приёме у генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева в Москве (конец 1960-х годов), из архива Владимира Самарцева

Пока разрабатывалась новая схема метро, куйбышевцев опередили горьковчане, что и помогло им в итоге запустить первый участок метро на три года раньше. Между тем Безымянская промзона разрасталась, заводчан становилось все больше. Автобусы и трамваи едва справлялись с огромным пассажиропотоком. Только в 1977 году Совет Министров СССР разрешил, наконец, разработку технического проекта куйбышевского метро, что было поручено институту "Метрогипротранс" Министерства транспортного строительства СССР и его филиалу "Горьковметропроект".

Первая линия протяженностью 17,3 км с 13 станциями стоимостью 225 млн рублей – таким наше метро, пятое в России и 12-е в СССР, предстало в проекте. Поскольку ветка должна была соединить центральную часть города с промышленными окраинами, то и начали строительство от центра.

Стройплощадки с буквой "М"

Люди, начинавшие строить куйбышевское метро, были в буквальном смысле первопроходцами. По сути, коллектив рождался на пустом месте: не было специалистов, собственной производственной базы. На главную стройку города пришли инженеры-горняки, мостовики из мостоотряда № 21, инженеры и рабочие, набившие руку на строительстве Горьковского метрополитена. Позже подключились опытные метростроители из Минска, Харькова, Ленинграда.

Как вспоминал ветеран-метростроевец Борис Пырч, который в то время возглавлял тоннельный отряд № 30, организованный в составе управления строительства Горметростоя, уже в 1980 году был взят первый ковш грунта на перегоне "Октябрьская" - "пр. Карла Маркса", забита первая свая в ограждение котлована будущей станции "Кировская", на улицах появились стройплощадки с буквой "М".

- На стыке Осипенко и проспекта Ленина выбрали площадку, наиболее освобожденную от коммуникаций, и начали подземные работы, так как требовалось скорейшее освоение выделенных средств, - рассказал Борис Пырч. - На месте будущей станции "Октябрьская" мы проложили два тоннеля протяженностью около 70 м, однако вскоре руководство приняло решение их законсервировать и открыть стройку в Юнгородке, где находились крупные городские предприятия.

К слову, строительство первой станции "Октябрьская", которая сегодня поменяла свое название и стала "Алабинской", было отложено без малого на 30 лет: работы здесь возобновились только в 2008 году.

Но вернемся к началу метро. По словам Бориса Пырча, дорогу ему прокладывали всем миром, силами города и области. В строительстве метро участвовали 17 строительно-монтажных и специализированных организаций, а также крупнейшие предприятия региона. Городскую "подземку" осваивали около двух тысяч человек: сотни инженеров и рабочих, студентов и учащихся техникумов. Строителям помогали даже старшеклассники.


Фото: платформенная часть станции "Кировская", книга Кима Сеглина "Следующая станция" 

- Рождение куйбышевского метро знаменательно тем, что стройплощадки становились экспериментальными базами по внедрению новых производственных технологий и горнопроходческой техники, - отметил Борис Пырч. - К примеру, уникальный щитовой комплекс, второй в стране, позволил в короткие сроки выйти на рекордную скорость – 120 метров в месяц. В 1985 году выполнена щитовая проходка тоннелей перегона между станциями "Кировская" и "Безымянка" под действующими железнодорожными путями без остановки движения поездов!

По словам метростроевца, местная геология оказалась сносной, однако многие станции омывали грунтовые воды. Проводились изыскательские работы по определению оптимальной глубины станций метро, применялись гидроизоляционные технологии при укреплении проходов. Надо сказать, что самая глубокая точка метро - 25 м - находится в районе улицы Авроры в тоннеле в сторону станции "Спортивной".

Вопреки расхожим мифам строители метро не обнаружили ни кладов, ни потайных туннелей - только единичные захоронения времен Великой Отечественной войны.

Фото: строительство станции "Кировская", книга Кима Сеглина "Следующая станция"

"Юнгородок" вместо "Крыльев Советов"

С момента открытия первого участка метро "Юнгородок" - "Победа" в конце 1987 года появилась своеобразная традиция: последующие станции, за исключением участка "Советская" - "Спортивная", открывались накануне Нового года.

Как вспоминал ветеран-метростроитель Вячеслав Свиридович, для горожан новые станции метро действительно являлись настоящим подарком к празднику. За пять последних дней 1987 года метро воспользовались более 400 тысяч куйбышевцев! Тогда же появился гимн самарскому метро со строчками в припеве: "У метро пути стальные, не грозит им снег и зной…".

Ветераны отмечали, что набранный к 1987 году темп по сооружение объектов метрополитена на втором пусковом участке сохранить не удалось. Его ввели в эксплуатацию только спустя шесть лет, поэтапно: в декабре 1992-го станцию "Советскую", в декабре 1993-го – "Гагаринскую". Теперь пассажиры могли добраться почти до центра от станции "Юнгородок", которая, кстати, считается временной.

- Не взирая на то, что в первоначальном проекте метро станции на территории электродепо "Кировское" не было, ее построили для ускорения ввода первой очереди, - пояснил Вячеслав Свиридович. - Вместо нее у проходных авиационного завода должна была появиться подземная станция "Крылья Советов". Тоннели, ведущие к ней, в настоящее время законсервированы.

Метростроители сетуют также, что "Московскую" вместо четырех строили 13 лет.


Фото: митинг, посвящённый пуску метро на станции "Победа" в декабре 1987 года, книга Кима Сеглина "Следующая станция" 

Любимыми станциями самарцев являются "Безымянка" и "Победа". Первая – мемориальная торжественность, мраморно-мозаичная летопись в колонном зале. Вторая – праздничная светоносность с неожиданным для подземелья витражным художественным панно, посвященным Дню Победы.


Фото: станция метро "Победа", sovainfo.ru

Хронология открытия участков самарского метро выглядит следующим образом: "Юнгородок" - "Победа" - 1987 год, "Победа" -"Советская" - 1992 год, "Советская" - "Спортивная" - 1993 год, "Спортивная" - "Гагаринская" - 1993 год, "Гагаринская" - "Московская" - 2002, "Московская" - "Российская" - 2007 год.


Фото: станция метро "Российская", Андрей Савельев

В 2013 году самарскому метро присвоили имя почетного гражданина Самары Алексея Росовского, который в 1965-82 годах был председателем Куйбышевского горисполкома. Именно при нем в 1968 году стартовала работа над проектом подземки, а в 1980-м в городе начали строить метро.

В декабре 2014 года открыли станцию "Алабинская", которая стала конечной первой линии. В целом протяжённость самарского метро - 11,6 км. На линиях метро работают 12 составов, 50 вагонов. Каждый день метро пользуются более 45 тысяч самарцев.

Фото: станция метро "Алабинская", sovainfo.ru

В 2022 году на пересечении улиц Красноармейской и Галактионовской начали строить 11-ю станцию метро "Театральная", которую планируют открыть в 2024 году.


Фото: sovainfo.ru


поделиться:


Новости партнеров 16+