sovainfo.ru

Самарский медуниверситет внедряет передовые технологии в обучение

Сегодня у студентов медицинского вуза есть возможность изучать азы профессии, используя новейшие достижения IT-сферы. Теперь узнать строение органов человека в мельчайших деталях позволяет 3D-моделирование, а технология виртуальной реальности помогает отработать навыки первой неотложной помощи в условиях, приближенных к подлинным.


От виртуальной - к реальной

Коллектив авторов Самарского государственного медицинского университета разработал симулятор оказания первой медпомощи при инсульте и инфаркте с использованием технологии виртуальной реальности (VR). Руководителем проекта выступила студентка шестого курса Института клинической медицины СамГМУ Нина Копаева. Во всероссийском конкурсе "Умник", который поддерживает научно-технические проекты молодых ученых, девушка выиграла грант в размере 500 тысяч рублей на реализацию проекта. Особенность тренажера в том, что он учит оказывать первую помощь в стрессовых ситуациях - к классическим клиническим рекомендациям добавлена методика по тренировке стрессоустойчивости. Программа моделирует ситуацию, когда человеку в магазине стало плохо, он опускается на пол, тяжело дышит и стонет. Обучающийся с помощью подсказок на экране выполняет рекомендации, которые помогают ему по видимым симптомам определить, что произошло с человеком, ведет диалог с пострадавшим, слышит его дыхание и стоны. 

Научный руководитель Нины и руководитель лаборатории 3D-моделирования Айкуш Назарян рассказала о преимуществах тренажера:
 
- Человек полностью погружается в ситуацию виртуальной реальности. Он не видит учебный кабинет и того, кто в нем находится. При таком обучении воздействие идет на зрительную, слуховую системы, в некоторых случаях можно добавлять обонятельные факторы. Этим обеспечивается лучшее запоминание. Кроме того, все сценарии можно проходить многократно, и это не требуют дополнительных расходных материалов.
 
Идею создать тренажер Нине подсказала сама жизнь. Однажды студентке позвонил сосед с просьбой подсказать, что делать с внезапно плохо почувствовавшим себя знакомым: скорую вызвал, но что делать дальше, не знал. Девушка как староста научного студенческого кружка задумалась, как сделать наглядное обучающее пособие для подобных случаев. Ее наставники в университете порекомендовали подать заявку на участие в программе "Умник", а в дальнейшем помогли с продвижением проекта.

- Когда подавали заявку на "Умник", решили сделать проект с VR, поскольку в университете развивается направление виртуальных технологий, - говорит научный руководитель. - Мы уверены, что тренажер поможет не только нашим студентам, но и школьникам, обычным людям, желающим развить навыки оказания первой медицинской помощи. Важно вовремя распознавать признаки инсульта и инфаркта, поскольку это может спасти жизнь человеку.

Польза, по словам разработчиков, колоссальная.

- Огромный процент людей погибает именно потому, что им при инсульте не оказали первую помощь в течение часа. Если люди научатся распознавать признаки этого состояния, как минимум, наполовину мы сократим и смертность, и тяжелые последствия инсульта, когда человек порой остается глубоким инвалидом на всю жизнь, - считает Назарян.

Сейчас симулятор находится в медуниверситете, в будущем его планируют сделать доступным для всех заинтересованных организаций.

2023-й в России объявлен Годом наставника и педагога. Неоценимую помощь старших наставников в научной сфере отметила Нина Копаева:
 
- Мы делаем первые шаги в науке, медицине, и наши преподаватели, научные руководители направляют нас, дают советы, поддерживают на всех этапах обучения. Айкуш Карлосовна, например, помогла мне найти программистов, моделеров, собрать профессиональную команду, с которой мы воплотили проект. Я могла позвонить ей буквально в любое время дня и ночи, она всегда откликается, помогает в сложных вопросах.
 
Айкуш Назарян, в свою очередь, передает опыт старших теперь коллег, а когда-то преподавателей.
 
- Навыки наставничества я переняла от своего научного руководителя, ректора нашего университета Александра Владимировича Колсанова. Он научил многому тому, что я теперь транслирую своим студентам. Главное – правильно выбрать научную тему, сориентировать в направлениях работы, научить основам врачебной этики, навыкам профессиональной коммуникации. И конечно, быть порядочным человеком, - говорит преподаватель.

Печатный орган

В этом году в университете начала работать лаборатория, где будущих медиков обучают 3D-моделированию. Студенты изучают снимки КТ и МРТ настоящих людей, затем создают модель, которую потом можно напечатать на 3D-принтере.

- Это намного лучше, чем учиться по анатомическим атласам. Студент детально узнает все анатомические образования, - говорит директор учебно-исследовательской лаборатории морфологии СамГМУ Вадим Корнилов. - Перспективы применения 3D-моделирования огромные. Сейчас это уже не будущий век, а действительность, в которой мы живем. Технология позволяет студентам изучить орган в разных аспектах. Например, клиновидную кость из реального черепа достать сложно. А здесь мы можем ее смоделировать и напечатать. Кроме того, настоящая кость очень хрупкая, с ней нужно быть очень аккуратным, а напечатанная модель поломок не боится.

Пока занятия проводятся в форме факультатива, в них принимает участие пробная группа студентов, хорошо знающих анатомию и владеющих навыками 3D-моделирования.
 
Сестринский уход

В начале учебного года 2022-2023 в корпусе морфологии открыли новые аудитории. На месте лекционного зала создали несколько аудиторий, которые моделируют обстановку медицинской палаты со всем сопутствующим антуражем – кровати с пациентами-манекенами, медицинские инструменты, капельницы, имитация частей тела, куда нужно вводить инъекции. Студенты отрабатывают здесь простейшие медицинские манипуляции сестринского ухода за больными, школьники 10-11-х классов проходят профориентацию, а действующий медперсонал повышает профессиональную квалификацию.
 
- Увеличение аудиторных помещений для практических занятий – важное достижение нашего вуза, - отмечает доцент кафедры сестринского дела Ирина Мунтян. - Приоритетным направлением для будущих специалистов является отработка практических навыков, доведенных до автоматизма.
 
Молодежь – в науку

В Самарской области работает более 100 образовательных организаций - профессиональных и высшего образования, в которых обучаются почти 190 000 студентов. Сегодня на федеральном уровне реализуется комплекс мер поддержки талантливой молодежи. Кандидаты наук, студенты, аспиранты получают гранты, стипендии, премии Президента страны. По инициативе главы государства Владимира Путина в РФ созданы 15 научно-образовательных центров, которые объединяют научные и образовательные организации с компаниями реального сектора экономики. 

Цель НОЦ - достижение мирового лидерства в научно-технологическом развитии. Один из ведущих научно-образовательных центров - "Инженерия будущего" - был создан по поручению губернатора Самарской области Дмитрия Азарова. Сейчас он объединяет шесть регионов страны. Еще одной точкой притяжения для студентов разных вузов страны, площадкой для подготовки молодых специалистов станет межвузовский кампус. В Самарской области уже приступили к разработке паспорта проекта по созданию такого объекта. Строительство межвузовских кампусов ведется в рамках национального проекта "Наука и университеты", инициированного Президентом РФ Владимиром Путиным. Регион вошел в список девяти субъектов страны, которые получат софинансирование из федерального бюджета на реализацию масштабного проекта. Это стало возможным благодаря системной работе областного Правительства. Проект кампуса разрабатывался под личным контролем губернатора Дмитрия Азарова. 

Межвузовский кампус в Самаре станет точкой притяжения для студентов разных вузов страны, площадкой для подготовки молодых специалистов. Главная задача – вовлечь талантливую молодежь в науку, повысить включенность профессионального сообщества в эффективное решение стратегически важных вопросов в научной сфере. Это крайне важно для обеспечения технологического суверенитета страны.
 
Для развития образовательной, научной и творческой деятельности талантливых детей и молодежи, вовлечения их в решение социально-экономических задач Самарской области студенты, аспиранты и молодые ученые получают региональные меры поддержки. Ежегодно более 600 человек становятся получателями различных видов стипендий, денежных выплат, премий.

Так, более 200 человек получают стипендии губернатора Самарской области, 100 человек - областные стипендии имени П. В. Алабина. Кроме того, премии губернатора получают студенты профессиональных образовательных организаций и вузов региона, достигшие значительных результатов в учебной, научной, общественной, культурной и спортивной деятельности. Студенты, обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и вузах, ведущих аэрокосмические изыскания, на территории Самарской области получают областные премии имени Д. И. Козлова. Стипендии имени Кузнецова выплачивают молодым ученым, которые проходят обучение в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С. П. Королева.
 
Ежегодно для привлечения студентов, аспирантов и молодых ученых к выполнению научно-исследовательских работ в области гуманитарных, общественных, технических наук и естествознания проводится областной конкурс "Молодой ученый". 


поделиться: