Кандидат в замещающие родители Марина Саломатина рассказывает свою историю. Вместе с мужем Денисом взвесили все за и против и приняли решение усыновить ребенка. Но прежде супруги отучились в школе приемных родителей.
— Курсы были очень насыщенные: очень много практических заданий, тестов, арт-терапия. Мы писали сказки, получили ответ, какого ребенка, какого пола и возраста нам лучше взять, узнали все подводные камни усыновления. Много узнали о себе. Например, я вроде бы позитивный человек. Но тесты показали, что я застреваю в горе. Мы вместе с педагогом-психологом это все проработали, — рассказала Марина.
Кандидаты в замещающие родители получают на курсах важные и ценные знания — например, как рассказать ребенку, что он приемный. Далеко не все хотят скрывать тайну усыновления, а вопрос этот деликатный, требующий особого подхода. В школе его прорабатывают через написание сказок: именно так малышу легче всего донести информацию о новых родителях.
— Часто от родителей можно слышать, что они вырастили своих детей или имеют колоссальный педагогический опыт, а потому все знают. Многие считают, что достаточно просто любить и жалеть приемного ребенка - и все будет хорошо. Но, к сожалению, одной любви бывает недостаточно. Приемный ребенок не имеет врожденной связи с новыми родителями. В его жизни могут быть события, оставившие глубокий след: жестокое обращение, одиночество, предательство близких. А потому порой его поведение может быть непредсказуемым, пугающим. Наши курсы дают возможность адекватно на это реагировать, прорабатывать все кризисные проявления, помогать проходить процесс горевания, адаптироваться к новым условиям. После этого родители начинают более уверенно взаимодействовать с детьми, знают, как поступать правильно, находят выход из любых ситуаций, — рассказывает педагог-психолог ГКУ СО "КЦСОН Самарского округа" Куйбышевского подразделения Елена Тараканова.
Курс в школе приемных родителей состоит из девяти занятий. Проходят они раз в неделю, по вторникам. По окончании родителям выдается сертификат установленного образца. Со слушателями занимаются педагоги-психологи, сотрудники органов опеки (они рассказывают о различных юридических нюансах). Также на занятия приходят приемные родители, которые уже усыновили детей, они делятся своим опытом.
— Для замещающего родителя важно не столько узнать и запомнить, сколько прочувствовать и осознать, чтобы сделать единственно правильный выбор — быть семье или не быть. Как правило, наши слушатели быстро знакомятся и начинают тесно взаимодействовать между собой, сплачиваются. Для нас очень ценна обратная связь, когда мы видим, как люди меняются, какие открывают в себе новые качества, какие знания и навыки складывают в свою воспитательскую копилку, которые им помогают в решении самых сложных вопросов, — говорит Елена Тараканова.
За десять лет работы в школе собрали множество счастливых историй. Одна из них — про молодую семью с двумя детьми, которая усыновила двух мальчиков из Калмыкии. У малышей погибла мама, они остались совсем одни. Сложность была в том, что старшему ребенку поставили диагноз "умственная отсталость". Сейчас, по прошествии всего двух лет, он отлично разговаривает, пишет, обучается в коррекционной школе. Есть все шансы, что после четвертого класса он перейдет в общеобразовательное учебное заведение. Теперь это семья, где воспитываются четверо замечательных мальчишек. У них есть свои правила и традиции, они все делают вместе. И, главное, имеют желание стоять горой друг за друга.
Подобные школы есть при каждом Комплексном центре социального обслуживания населения. Обучение в них бесплатное. Это важная часть работы по оказанию помощи семьям с детьми, которая ведется при поддержке губернатора Дмитрия Азарова. Замещающие родители (усыновители и приемные родители) получают целый ряд социальных выплат — как единовременных, так и ежемесячных.
Цифры
Всего сегодня в Самарской губернии порядка 2000 приемных семей. 780 жителей региона прошли в 2021 году обучение в школах приемных родителей.