На смену железному коню?
Во вторник, 16 апреля, прошло совещание по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) в АПК. На нем присутствовали все заинтересованные в развитии направления стороны – руководители федерального и регионального Минсельхоза, создатели беспилотников, представители сельхозавиации и компании-эксплуатанты, как называют пока немногочисленных пользователей сельскохозяйственных БАСов.
Сфера применения беспилотников в АПК широка, но на совещании говорили только о растениеводстве. Здесь дроны в основном пока применяют для мониторинга посевов. Они позволяют сверху видеть их равномерность, зону угнетения вредителями, искать очаги сорной растительности, вести учет урожая. На основании этих данных фермеры могут вовремя реагировать на проблемы. Второе направление работы умной техники – внесение удобрений, стимуляторов роста, обработка полей от сорняков и вредителей. Используют дроны и для посева мелкосемянных культур, не требующих боронования. В основном это рис и травы.
Животноводам беспилотники помогают выявлять больных особей. Если сравнивать киберинструменты с традиционной техникой, то и здесь обнаруживается много достоинств. Беспилотники не вытаптывают землю при опрыскивании, а это минимум 10 % сохраненных посевов. Они позволяют точечно решать локальные проблемы, не задействуя при этом громоздкую наземную технику. Средним хозяйствам дроны могут даже заменить часть автопарка. Максим Чижов, генеральный директор компании, которая входит в группу "Транспорт будущего", поясняет:
– Для крупных агропредприятий беспилотники – это только скорая помощь, когда наземная техника не справляется с объемом работ и дроны используют как дополнительный инструмент. А у небольших хозяйств с площадью земель до 1000 гектаров этот комплекс становится фактически универсальным солдатом, который закрывает большую часть потребностей в технике. Для них, например, самоходный опрыскиватель – уже дорогая история. Можно купить более дешевый комплекс агродронов, который способен обработать 200-400 гектаров в день, а за одну-две ночи защитить урожай от вредителей.
Казалось бы, при таком ряде преимуществ летающие помощники должны массово внедриться в крестьянский арсенал. Но пока этого не происходит. Как сообщил врио заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Денис Герасенков, по данным на сентябрь прошлого года у самарских аграриев во владении было 30 дронов, из них около десяти – тяжелые, те, что используют для опрыскивания. И дело не только в моратории на использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в России на время проведения спецоперации. Есть юридические и технологические препятствия. Именно их и обсуждали на совещании.
– Вопросов много, ответов чуть меньше. Наша встреча должна помочь их найти, – отметил Денис Герасенков. – Законодательство по беспилотным системам развивается, поэтому в целом ряде регионов на данный момент введены экспериментальные полетные режимы (ЭПР), в том числе на территории Самарской области. Оператором ЭПР у нас является компания "Транспорт будущего". Кроме того, нам нужно учиться эксплуатировать мирные дроны в непростое время.
Как отметили организаторы встречи, опыт самарских аграриев пока недостаточно богат, поэтому кроме круглого стола и докладов в рамках совещания провели демонстрационные полеты, чтобы показать сельхозпроизводителям на деле, что могут беспилотники.
Сформировать запрос и спрос
О том, какие сейчас задачи перед регионами ставит федеральный Минсельхоз, рассказал директор департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений министерства сельского хозяйства РФ Роман Некрасов. Он отметил: в российском АПК дроны применяются достаточно успешно и эффективно, но не массово. Чтобы изменить ситуацию, по мнению ведомства, нужно, во-первых, урегулировать нормативные пробелы, которые пока препятствуют развитию направления. Во-вторых, должен быть сформирован спрос на БАСы. А для этого нужно техническое задание для производителей этих систем.
– Что мы ждем от индустрии и коллег из промышленности? Чтобы у нас появились именно те агродроны, которые нужны сельхозтоваропроизводителям, – ответил Некрасов.
Чтобы сформировать техзадание, привлекут ресурсы машиноиспытательных станций. Они будут исследовать функциональные и технико-экономические параметры применения дронов на сельхозработах. На основе испытаний и мнений экспертного сообщества у промышленников появятся техзадания на аргодроны – что нужно отрасли и с какими параметрами.
По мнению директора департамента, также важно создать условия, при которых новая техника будет доступной для фермеров. Для этого министерство включило БАСы в список оборудования, на которое распространяется льготное кредитование и лизинг.
– Также мы рекомендовали региональным ведомствам АПК предусмотреть субсидирование фермеров, выполняющих работы агродронами. Если не покупаешь беспилотник, а используешь наемный, часть затрат можешь компенсировать за счет бюджетных ресурсов, – отметил Некрасов.
Еще один важный вопрос развития БПЛА – подготовка кадров. Как подчеркнул представитель Минсельхоза РФ, нужно сформировать полноценную индустрию обучения, чтобы студенты и молодые специалисты знали этот вопрос не только в теории, но могли и на практике использовать технологии управления беспилотниками. Именно поэтому первые масштабные госзакупки дронов пойдут на аграрные вузы, сообщил Роман Некрасов.
На пороге революции
Сейчас самарским фермерам для эксплуатации беспилотной техники в условиях ЭПР (экспериментального полетного режима) нужно подать документы оператору – компании "Транспорт будущего", чтобы допустить персонал к управлению БАСами, сами дроны – к работе и чтобы получить статус эксплуатанта. После этого можно легально использовать беспилотники в сельском хозяйстве.
На что способны дроны, аграриям продемонстрировали на полигоне. В частности, за один полет они могут поднимать емкости с грузом 40 кг в режиме опрыскивания, 50 кг – в режиме разбрасывания. Количество полетов в течение дня у них не ограничено – способны работать как конвейер. Максимальное удаление "птички" от точки старта – два километра.
– В программном обеспечении дронов, которые производит "Транспорт будущего", предусмотрены ограничения на эксплуатацию: полет возможен только над территорией конкретных полей. Это делает применение беспилотника безопасным. Это значит, что попытки злоумышленников перехватить управление не приведут к изменению траектории полета. За границу поля дрон не вылетит, просто отключится и мягко приземлится, – пояснил Максим Чижов.
Вообще разработчики и изготовители дронов убеждены: АПК стоит на пороге глобальных трансформаций.
– Беспилотники – это не только новый инструмент, но и технология применения: как сеять, как защищать урожай, как готовиться к уборке – все это меняется при использовании дронов. Например, уже сейчас в мире кардинально изменилось выращивание риса. Сев происходит в другое время, нежели это было при использовании наземной техники. Его можно осуществить раньше – сразу в воду или позже в зависимости от сорта риса. Или еще недавно авиация не могла проводить полеты для обработки полей ночью, дроны могут делать это в любое время суток, – рассказал Чижов.
Самарские аграрии за демонстрацией возможностей агродронов наблюдали с интересом. В оценках были осторожны, взвешивали все "за" и "против".
Управляющий кормопроизводством Амир Шамсутдинов направление считает перспективным, но полагает, что пока сообщество не готово к работе с роботами – нужен обученный персонал на такие дорогие "птички" и новые методики.
– Сейчас вся химия у нас рассчитана на использование в среднем 300 литров, здесь же объемы значительно меньше. А вот для точечной обработки – самое то, конечно, – говорит специалист.
В вопросе удобрений с ним солидарен глава фермерского хозяйства из Красноармейского района Николай Перекопкин – для малообъемных аппаратов "химии" почти нет, на нее нужны новые разрешения. Кроме того, по подсчетам фермера, применение дронов пока обходится дорого и влияет на себестоимость продукции – "на гектар ложится как минимум дополнительные две тысячи рублей".
А вот Сергей Орлов, управляющий директор агрокомпании, поделился плюсами работы с дроном. В хозяйстве пока используют только один – для внесения гербицидов, на десикации подсолнечника, в этом году планируют испробовать на обработке сои и пшеницы.
– С дроном меньше расходов на воду, если рядом нет водоемов. Наземный аппарат на один гектар берет 70-100 литров воды, а тут от 7-10 литров – в десять раз меньше. Кроме того, в поле можно зайти раньше – не нужно ждать, когда почва подсохнет, – рассказал он.
Напомним, в Самарской области реализуется инвестиционный проект по производству беспилотных летательных аппаратов, в том числе и для нужд АПК. В декабре 2023 года первый этап его работы запустили губернатор Дмитрий Азаров и директор ООО "Транспорт будущего" Юрий Козаренко. С ноября 2023-го в регионе действует экспериментальный режим для эксплуатации беспилотных авиационных систем.
Фото: Ирина Быкова