sovainfo.ru

Философия Бибихина и любимые треки: в галерее "Виктория" провели Неделю современного театра

Гости самарской галереи увидели два "гастрольных" проекта. К новому театру не всегда применимы привычные термины, поэтому про один из них даже нельзя сказать, что его "привезли".


Театр из Ангелины

Неделя современного театра стала отличным примером того, как провести фестиваль с минимальным бюджетом. В спектакле "Лес. Ангелина", например, занята только одна актриса. Обычно проект, близкий по формату к стендапу, представляют в барах, но самарский показ прошел в пространстве Victoria Underground (на цокольном этаже галереи).

"Лес" не иерархический проект, спектакль-грибница, как называют его создатели. Это лаборатория, придуманная и курируемая известным российским режиссером Борисом Павловичем. Она начиналась с коллективного чтения трудов российского философа Владимира Бибихина. Место прописки "Леса" - Санкт-Петербург, но география его уже шире Северной столицы. Каждый желающий может придумать проект, так или иначе связанный с текстами Бибихина. Павлович не режиссер отдельных спектаклей, он помогает выпускать их в жизнь.

Сейчас "Лес" включает больше десятка спектаклей разного формата. Это всегда проекты вне сцены, то есть сайт-специфик, но далеко не всегда прикрепленные к точным координатам в пространстве, что важно для независимого театра. Иногда требуется просто место определенного характера. Например, "Лес. Актрису" чаще всего показывают в помещении старого академического театра, а "Лес. Ожидание" - в театральном фойе.

"Лес" - это целое, состоящее из отдельных самостоятельных частей. По аналогии с классическим спектаклем их называют "актами". Павлович говорит, что "излучение одного спектакля укрупняет восприятие другого". И считает, что для понимания всего проекта достаточно увидеть три любые части.

"Лес. Ангелина", если говорить привычными театральными терминами, - это моноспектакль. Он сделан "из себя", из личности актрисы. Как она рассказывает, "из кого состоит" Ангелина Засенцева, так и спектакль этот состоит "из нее". И этим отличается, например, от другой части проекта - "Лес. Актриса", где Кристина Токарева водит зрителей по театру и разговаривает с ними об актерской профессии цитатами из Бибихина и из писем Комиссаржевской.

Конечно, Ангелина в спектакле все равно не равна себе как человеку - это персонаж, но персонаж, максимально близкий к актрисе. Она подробно рассказывает о себе, о родственниках, фамилии, образовании, приносит аттестаты, рисует генеалогическое древо. Героиня задается вопросом о своем предназначении, о том, кто она вообще и "для чего", втыкает флажки на большой карте России и рассказывает о своем перемещении в пространстве.

Параллельно с этим цитирует труд Бибихина "Узнай себя". Поначалу "отстраняется" от него, читая голосом Эдварда Радзинского, потому что текст слишком непростой, чтобы предъявлять его в таком формате прямо. Игра категориями смешного и серьезного, комического и трагического здесь вообще важна.

"Лес. Ангелина" - о том, что в центре внимания театра, как бы там ни было, все равно остается человек. Что нет ничего интереснее истории и личности реального человека. Что в каждом из нас уже есть все, чтобы из нас и про нас делать театр.

В этом спектакле происходит одна из самых важных в театре вещей, когда рассказ о частной судьбе, постепенное раскрытие перед нами личности актрисы вдруг в какой-то момент становится рассказом о стране, судьбе всех таких девочек и мальчиков, родившихся в поселке Белый Яр, оказавшихся в какой-то момент в Питере, номинированных на "Золотую маску" и все равно чувствующих себя "сыном своего отца", пьющего абьюзера, если называть вещи своими именами.

Свободное движение

Про другой спектакль Недели современного театра - "Я танцую, пока ты смотришь на меня" - даже не совсем точным будет сказать, что его привезли. Потому что никого на самом деле не привозили. С этим современным театром всегда так - непонятно, как называть тех же зрителей или актеров, какие глаголы использовать: смотреть? участвовать? воспринимать?

В спектакле пермского проекта "Немхат" участники танцуют под любимый трек. В Самаре добровольцев набирали с помощью опен-колла. Пришло немало людей с хореографическим образованием (хотя концепция подразумевает непрофессионалов). Так что отдельной задачей наставника по движению Юлии Авраменко было вывести таких участников из их танц-шаблонов. Кажется, получилось.

В партиципаторном балете (автор спектакля - концептмейкер Саша Шумилин) грань между зрительным залом и сценой становится особенно тонкой, иногда даже проницаемой. Каждый участник двигается так, как подсказывает ему тело, настроение, обстановка. На сайте проекта можно прочитать про каждого - о чем его любимая песня, как он относится к своему телу, о чем танцует. Зритель, попадая в это поле, не только видит, как свободное движение проявляет каждого человека, как он красив в своем танце, но и думает о своих отношениях с телом и музыкой. В финале можно присоединиться к участникам и танцевать с ними.


поделиться: