Театр из Ангелины
Неделя современного театра стала отличным примером того, как провести фестиваль с минимальным бюджетом. В спектакле "Лес. Ангелина", например, занята только одна актриса. Обычно проект, близкий по формату к стендапу, представляют в барах, но самарский показ прошел в пространстве Victoria Underground (на цокольном этаже галереи).
"Лес" не иерархический проект, спектакль-грибница, как называют его создатели. Это лаборатория, придуманная и курируемая известным российским режиссером Борисом Павловичем. Она начиналась с коллективного чтения трудов российского философа Владимира Бибихина. Место прописки "Леса" - Санкт-Петербург, но география его уже шире Северной столицы. Каждый желающий может придумать проект, так или иначе связанный с текстами Бибихина. Павлович не режиссер отдельных спектаклей, он помогает выпускать их в жизнь.
Сейчас "Лес" включает больше десятка спектаклей разного формата. Это всегда проекты вне сцены, то есть сайт-специфик, но далеко не всегда прикрепленные к точным координатам в пространстве, что важно для независимого театра. Иногда требуется просто место определенного характера. Например, "Лес. Актрису" чаще всего показывают в помещении старого академического театра, а "Лес. Ожидание" - в театральном фойе.
"Лес" - это целое, состоящее из отдельных самостоятельных частей. По аналогии с классическим спектаклем их называют "актами". Павлович говорит, что "излучение одного спектакля укрупняет восприятие другого". И считает, что для понимания всего проекта достаточно увидеть три любые части.
"Лес. Ангелина", если говорить привычными театральными терминами, - это моноспектакль. Он сделан "из себя", из личности актрисы. Как она рассказывает, "из кого состоит" Ангелина Засенцева, так и спектакль этот состоит "из нее". И этим отличается, например, от другой части проекта - "Лес. Актриса", где Кристина Токарева водит зрителей по театру и разговаривает с ними об актерской профессии цитатами из Бибихина и из писем Комиссаржевской.
Конечно, Ангелина в спектакле все равно не равна себе как человеку - это персонаж, но персонаж, максимально близкий к актрисе. Она подробно рассказывает о себе, о родственниках, фамилии, образовании, приносит аттестаты, рисует генеалогическое древо. Героиня задается вопросом о своем предназначении, о том, кто она вообще и "для чего", втыкает флажки на большой карте России и рассказывает о своем перемещении в пространстве.
Параллельно с этим цитирует труд Бибихина "Узнай себя". Поначалу "отстраняется" от него, читая голосом Эдварда Радзинского, потому что текст слишком непростой, чтобы предъявлять его в таком формате прямо. Игра категориями смешного и серьезного, комического и трагического здесь вообще важна.
"Лес. Ангелина" - о том, что в центре внимания театра, как бы там ни было, все равно остается человек. Что нет ничего интереснее истории и личности реального человека. Что в каждом из нас уже есть все, чтобы из нас и про нас делать театр.
В этом спектакле происходит одна из самых важных в театре вещей, когда рассказ о частной судьбе, постепенное раскрытие перед нами личности актрисы вдруг в какой-то момент становится рассказом о стране, судьбе всех таких девочек и мальчиков, родившихся в поселке Белый Яр, оказавшихся в какой-то момент в Питере, номинированных на "Золотую маску" и все равно чувствующих себя "сыном своего отца", пьющего абьюзера, если называть вещи своими именами.
Свободное движение
Про другой спектакль Недели современного театра - "Я танцую, пока ты смотришь на меня" - даже не совсем точным будет сказать, что его привезли. Потому что никого на самом деле не привозили. С этим современным театром всегда так - непонятно, как называть тех же зрителей или актеров, какие глаголы использовать: смотреть? участвовать? воспринимать?
В спектакле пермского проекта "Немхат" участники танцуют под любимый трек. В Самаре добровольцев набирали с помощью опен-колла. Пришло немало людей с хореографическим образованием (хотя концепция подразумевает непрофессионалов). Так что отдельной задачей наставника по движению Юлии Авраменко было вывести таких участников из их танц-шаблонов. Кажется, получилось.
В партиципаторном балете (автор спектакля - концептмейкер Саша Шумилин) грань между зрительным залом и сценой становится особенно тонкой, иногда даже проницаемой. Каждый участник двигается так, как подсказывает ему тело, настроение, обстановка. На сайте проекта можно прочитать про каждого - о чем его любимая песня, как он относится к своему телу, о чем танцует. Зритель, попадая в это поле, не только видит, как свободное движение проявляет каждого человека, как он красив в своем танце, но и думает о своих отношениях с телом и музыкой. В финале можно присоединиться к участникам и танцевать с ними.