sovainfo.ru

Звучание, идущее от души: самарский балалаечник удостоен высокой награды

Сергей Маменко – заслуженный работник культуры России, преподаватель по классу балалайки Детской музыкальной школы имени Чайковского и музыкального училища имени Шаталова. Недавно педагог стал лауреатом премии в сфере музыкального искусства, учрежденной Президентом Российской Федерации.

Звучание, идущее от души: самарский балалаечник удостоен высокой награды Фото: Дмитрий Бурлаков

Сейчас вместе со своими воспитанниками из ансамбля "Балалайка" Сергей Маменко готовится к всероссийскому конкурсу "Созвездие Жигулей" (6+). Нашему корреспонденту он рассказал об особенностях игры на балалайке, о своих учениках и о своей методике преподавания.

Русский Страдивари и "Театр одной балалайки"

- Если согласиться с тем, что у каждого музыкального инструмента – свой характер, то какой он у балалайки?

- В ее характере есть что-то русское. Само извлечение звуков на балалайке требует мягкости. Ее звучание идет прямо от души. Оно естественное. Балалайка, мне кажется, может передать характер человека, который на ней играет.

- Многие до сих пор представляют балалайку как инструмент, на котором раньше играли в трактирах. Эта музыка предназначалась для людей простых и не очень образованных…

- Вначале балалайка действительно была бытовым инструментом. Пока Василий Васильевич Андреев в конце девятнадцатого века не усовершенствовал ее и создал ансамбль балалаечников. Потом он добавил к ним домристов, гусляров и других музыкантов. Так возник первый в России оркестр русских народных инструментов. После этого были организованы другие ансамбли и оркестры. Появились фабрики, на которых создавались инструменты. Был такой мастер - Семен Налимов, его называли русским Страдивари. Он выпустил целую серию потрясающих балалаек и домр. До сих пор эти инструменты создаются по образцам Налимова.

- В двадцатом веке на какое-то время балалайка на какое-то время ушла в тень…

- Да, было затишье. Но в конце прошлого столетия возник новый взрыв интереса к этому инструменту. Появились такие виртуозы, как Шаукат Амиров и Андрей Горбачев. Они сделали переложения классических произведений для балалайки. Так что репертуар для этого инструмента значительно расширился. Сейчас у балалаечников более высокий общий уровень исполнительства, чем тот, который был в середине двадцатого века. Игру на балалайке преподают в высших учебных заведениях. Она встала на один уровень с другими классическими инструментами - скрипкой, гитарой, фортепиано.

Появились электробалалайки, и это привлекает молодежь. На этих инструментах играют такие современные матера, как Алексей Архиповский и самарский музыкант, мой бывший ученик Дмитрий Буцыков. Кстати, он выступает со своей программой "Театр одной балалайки", в которую включает и собственные сочинения.

Молодые дарования

- Каким был ваш путь к этому инструменту?

- В музыкальной школе №5 я учился играть на домре. Там работал выдающийся преподаватель Евгений Лакирев. Он и предложил мне поступить в музыкальное училище имени Дмитрия Шаталова по классу балалайки, который он там вел. После окончания училища я поступил в Уральскую консерваторию. Потом несколько лет работал в самарской филармонии - играл в ансамбле русских народных инструментов под руководством Рамиля Батыршина. Затем занялся преподавательской деятельностью

- Много ли ребят приходят в музыкальную школу имени Чайковского, где вы преподаете?

- Проблем с набором учеников нет. Каждый год после вступительных экзаменов принимаем по пять-шесть балалаечников. Заниматься на гитаре приходит больше учеников. Иногда мы, преподаватели, рекомендуем некоторым из них сначала научиться играть на балалайке.

Сейчас в музыкальной школе обучают не пять-шесть лет, как раньше, а восемь-девять. Программа стала более насыщенной. Мы учим разным приемам извлечения звуков. Ребята получают здесь хорошую базу для дальнейшего освоения игры на балалайке.

Некоторые занимаются дополнительно дома. Вот, например, наш недавний выпускник Александр Королев. Он играл на балалайке каждый день по четыре-пять часов. И результат не заставил себя ждать. Александр владеет инструментом не хуже студента музыкального училища. Он не раз побеждал на конкурсах.

Многие выпускники школы имени Чайковского потом поступают в музыкальнее училище. После него самые талантливые - в Гнесинскую академию. Так, ее окончили Дмитрий Буцыков и Сергей Зуев. Эти музыканты - гордость нашего края. О них сказано в Золотой книге "Имена молодых дарований Самарской области в сфере искусств и культуры" (6+).

- В чем особенность вашей методики преподавания?

- Я рассказываю детям о характере, стиле той или иной музыки. О ее интонациях. Ребят надо настроить на то произведение, которое они исполняют, помочь почувствовать его характер, понять, в каком темпе его лучше играть. Бывает, что исполнитель слишком увлекается быстрым темпом, словно бы демонстрируя, как он владеет инструментом. Приходится поправлять.

Я считаю, что учить надо не только на словах, но, взяв в руки балалайку, и самому показать, как нужно играть то или иное произведение.

В последнее время открылись большие возможности послушать хорошее исполнение. Конечно, мы этим пользуемся. Слушаем игру не только балалаечников, но и скрипачей, пианистов, а затем обсуждаем, кто как воспринял эту музыку.

К каждому учащемуся нужен индивидуальный подход. Если он сам почувствовал, что хорошо владеет разными приемами игры, то и интерес к музыке у него заметно возрастет.

Дышать вместе с музыкой

- Многим самарцам по душе музыка, которую исполняет созданный вами ансамбль "Балалайка". Расскажите о нем…

- Ансамбль был организован на базе моего класса в музыкальной школе имени Чайковского. Сейчас это образцовый коллектив. Выступаем на городских и районных праздниках, конкурсах, фестивалях. Таких ансамблей, как у нас, в стране мало. Чаще бывает смешанный состав народных инструментов. У нас же в группе - балалаечники и два ударника. Вместе со мной в ансамбле играют ребята от десяти до пятнадцати лет. Стараюсь, чтобы там была преемственность, и вместе со старшими музыкантами играли начинающие. Ударники у нас - ученики второго класса нашей музыкальной школы. Играют на бубнах, трещотках, ложках. Очень хорошо держат ритм. Когда исполняем "Камаринскую", в музыке появляются новые краски. Двух ударников не хватает, и некоторые балалаечники, отставив свои инструменты, играют кто на жалейке, кто на стиральной доске. Это исполнение всегда вызывает восторг у зрителей.

Я считаю, что балалаечники должны воспитываться на классике. Это расширяет кругозор. Музыкант начинает играть более ярко, красиво.

- Как принимают зрители ваш ансамбль?

- Публики на концертах всегда собирается много. Радует, что приходит немало молодежи. Принимают очень хорошо. Когда исполнители играют виртуозно, это восхищает. Тем более если это юные музыканты.

- Что в ближайших планах у "Балалайки"?

- Сейчас готовимся к всероссийскому конкурсу исполнителей на народных инструментах имени Дмитрия Шаталова "Созвездие Жигулей". Программа сложная. Репетируем каждый день, почти без выходных, по два часа. После этого ребята еще и дома занимаются. Церемония открытия конкурса (6 +) пройдет 24 ноября в самарской филармонии. Мы сыграем пять произведений, которые требуют виртуозного исполнения. Среди них, например, переложения одного из скрипичных концертов Баха и сонаты Скарлатти, написанной для клавесина, а также "Болеро" Натана Шульмана – он сочинил его специально для балалайки. Наш ансамбль придерживается классического исполнения. Когда, например, играем концерт Баха, я говорю ребятам, что мы должны почувствовать колорит скрипки. Мягкость, красоту звучания. Сыграть не просто по-балалаечному, а академично.

- Наверное, чтобы хорошо исполнить любое произведение - будь то классика или народная мелодия – балалаечнику нужен особый душевный настрой…

- От него требуется эмоциональное восприятие музыки. Понимание, о чем она, какие интонации важны в произведении. Надо дышать вместе с музыкой. Всему этому ребята обучаются на наших занятиях. Если играть сухо, без души, то и публике не будет интересно слушать тебя.


поделиться:

Новости