Рождество – главный праздник
В России, как и во всем христианском мире, самый главный религиозный праздник – Рождество Христово - до революции приходился на 25 декабря. В предновогодние дни самарцы, как и жители других городов, посещали храмы, занимались колядованием и проводили время за зимними забавами.
- Старожилы уверяли, что любимым и единственным развлечением самарцев было катание на санях. Насчет единственного это сильно преувеличено, но вот что любили прокатиться с ветерком – это да, - отметил Александр Завальный.
По его словам, первый самарский литератор Иван Второв, который с 1812 по 1814 год являлся городничим, жаловался в своем дневнике на скуку, карты и пьянство, сопровождавшие чиновничий быт уездного города. Правда, на третий день после Рождества 1825 года наступило разнообразие: визиты к начальствующим лицам, обед у действительного статского советника Григория Струкова, игра и чтение комедии "Горе от ума". Несмотря на насыщенность проведенного времени, в тот же день Второв записал: "Наше общество, кажется, худо, не с кем побеседовать… Составляющие лучший круг – эгоисты и пустые".
- В новогодние дни Самара веселилась, каталась на коньках, лепила снежных баб, взрывала хлопушки, сытно кушала. По городу ходили ряженые. Люди отправлялись в гости друг к другу, - поделился краевед.
Фото: из архива Самарского областного историко-краеведческого музея имени П. В. Алабина
В Новый год с новой губернией
Как рассказал Александр Завальный, в декабре 1850 года самарцам было не до праздника: чиновная братия готовилась к историческому событию. 1 января 1851 года стало датой открытия Самарской губернии. Вот какой случай по этому поводу описывает краевед в своей книге "Самара во все времена".
- По случаю столь знаменательного события был дан обед. Среди почетных гостей находился приехавший из Петербурга официальный представитель императора сенатор Федор Лукич Переверзев. После обильного приёма горячительных напитков он вышел на крыльцо, спустился на улицу, уселся удобно, словно в карету, в снежный сугроб и повелительно крикнул: "Пошёл!" Комментируя эпизод, одна дама отметила в своих записках: "Никакая умная речь на торжественном обеде, никакие гениальные мысли не доставили бы ему такой популярности, как последнее обстоятельство. Он сразу стал своим, близким человеком всем уездным чиновникам".
Последующие два года – 1852-й и 1853-й - новогодние встречи проходили в здании Дворянского собрания (ныне находится по ул. Алексея Толстого, 50).
Фото: Дворянское собрание на улице Казанской (ныне улица Алексея Толстого) в Самаре, из коллекции Сергея Рудняева
Ставший губернатором Константин Карлович Грот (возглавлял Самарскую губернию в 1853-1860 годах) предложил чиновникам "взамен визитов приличия в праздники Рождества Христова и в Новый год" делать пожертвования в пользу Алексеевского детского приюта.
- Желающих нашлось немало. Тем более сам губернатор регулярно вносил деньги на нужды приюта. С целью поощрения списки жертвователей публиковались в газете "Самарские губернские ведомости", - сказал Александр Завальный.
По его словам, многие были рады не наносить визиты, а раскошелиться на доброе дело.
Для встречи 1854 года Грот, как писала газета, "пригласил к себе всех бывших в Самаре дворян и высших чиновников с их семействами". В 9 часов вечера 31 декабря гости заполнили губернаторский дом.
"В 10 часов загремела музыка, – делился один из участников торжества, – и мы два часа, почти беспрерывно, любовались стройностью прелестных дам, зефиром по паркету скользивших в кадрилях, кружившихся в галопах, польках, мазурках и вальсах; услужливость кавалеров к прекрасному полу, внимание гостей, стройный хор музыки, прекрасно освещенные комнаты - все гармонировало к одной цели, к общему желанию встретить Новый год. Составляя как бы одно семейство, мы веселились, и радость наша была чистая, непритворная и искренняя. Но вот пробило 12 часов. Радушный хозяин приказал подавать гостям шампанское; все поздравляли его превосходительство с Новым годом, чокались взаимно бокалами, поздравляли друг друга с Новым годом, с новым счастьем. В этих приветствиях выражались разные чувства, разные желания. Затем молодежь танцевала гросфатер, и бал кончился роскошным ужином, в три часа пополуночи".
Фото: многие самарцы посещали в канун Рождества Кафедральный Собор во имя Христа Спасителя на Соборной площади в Самаре (разрушен в 1930-е годы). На его месте построили Дом культуры, который потом стал Театром оперы и балета. После революции Соборную площадь переименовали в Коммунальную, а в 1935-м - в площадь имени Куйбышева
Курьёзы новогодней Самары
Александр Завальный запечатлел в своей книге "Самара во все времена" смешные случаи, связанные с зимней Самарой.
В начале 1911 года самарцы веселились на маскараде в зале канцелярского клуба. Устроили конкурс на лучшую маску и костюм. Первый приз получил обладатель маски петуха. Неожиданно к нему подошел дежуривший в клубе околоточный надзиратель и попросил убрать грим.
- Но почему?
- Слишком похож на городского голову Челышова!
Другой случай произошел в театре-цирке "Олимп". Отмечая наступление нового, 1913 года, господин N перебрал лишнего и его выставили из театра-цирка на улицу. В смокинге и без шапки он пританцовывал на снегу, выплескивая свое негодование. Выскочившие вслед за ним приятели пытались затащить его обратно: "Идем, все образуется".
– Нет, вы слышите?! Меня? Вывести меня? Да на каком основании?! У меня дядя – начальник в Петербурге!
Подошел полицейский и вежливо (о, времена!) попросил:
– Пожалуйста, зайдите, а то простудитесь!
– Ах, так? Ну и пусть! Пусть я замерзну, а завтра дам дяде телеграмму. И тогда все узнают, какие в Самаре порядки!
Фото: театр-цирк "Олимп" на улице Саратовской (ныне улице Фрунзе) в Самаре, из коллекции Сергея Рудняева
Ещё один курьез произошел много позже, под Новый год в 1950-х. Два приятеля, прогуливаясь по Куйбышеву, увидели свисавшую с форточки авоську с колбасой. Когда один из них уже долез до цели и протянул руку, появился милиционер:
- Что он делает?
- Да знакомым сюрприз новогодний готовит, порадовать хочет. Понимаете, закрывают они форточку, а там…
- Нечего баловством заниматься. Пусть слезает!
- Вася, снимай ее и лезь назад! Милиция не разрешает!
Подарки и праздничное меню
Александр Завальный приводит воспоминания жительницы Сызрани Юлии Рождественской о встрече Рождества еще в царские времена.
- На ветках (елки) не только игрушки, но и сюрпризы. Найдешь один из них – и столько радости, смеха! Подарки детям покупали накануне Рождества. Обычно клали их под подушку. Сладости дарили. Плюшевые игрушки – такие мягкие, милые.
На рождественском столе "было изобилие всего, что только можно себе представить". "Обязательные блюда – заливные поросята, жареные гуси, утки, окорок, ветчина, пироги. Все это должно было присутствовать в первую очередь. А уж потом ставились разные салаты, грибочки, огурчики, прочие соления. Ну и, конечно, батарея бутылок с разноцветными наливками выставлялась на стол".
Каждое Рождество приходил священник и поздравлял всех живущих в доме с праздником. "Ходили по домам и визитеры – те, кто получал приглашения-визитки. Визитки эти выполнялись из красивой кремовой бумаги и украшались замысловатыми виньетками".
Мишура и блеск
Самарцы любили наряжать ёлки на Рождество. Новогодние деревья можно было встретить в каждом доме. По словам Александра Завального, быстро вошедшая в российскую жизнь новогодняя елка хоть и прижилась в Самаре, но потеряла свойственный немцам религиозный рождественский характер, и по этому поводу
"Самарские епархиальные ведомости" сокрушались:
- К сожалению, наша русская елка, перенесенная к нам из-за границы, сохранила только мишуру и блеск, но утратила смысл и значение своего прототипа. Получив характер развлечения, допускаемого на протяжении почти двух недель, она сделалась положительно вредной в отношении физическом и, безусловно, нездоровой в отношении моральном. Сколько томительных волнений переживают дети, ожидая елки иногда с дорогими и непрактичными подарками, капризничают, раздражаются; а потом друг другу завидуют, сердятся и т. д. Не есть ли это искусственное развитие той неврастении, на которую в наше время стали постоянно жаловаться?! Нужно много искусства и уменья иметь устроителям елки и родителям, чтобы по возможности парализовать действие на детей нежелательного элемента в наших русских елках.
Фото: зимняя Самара, 1900-е годы, из коллекции Сергея Рудняева
Немецкая елка на русский лад
Как известно, традицию наряжать ёлку в честь Рождества в Россию принёс Пётр I. По его Указу Россия 20 декабря 1699 года перешла на новое летоисчисление, а начало нового года перенесли с 1 сентября на 1 января. Царь повелел 1 января 1700 года украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе. Обычай наряжать новогоднюю ель приглянулся государю во время его путешествий по Европе.
Эти новые новогодние обычаи прижились в России довольно быстро. В ту пору на Руси отмечали Большие зимние святки. Многие старые обряды — веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки — хорошо вписались в ритуал встречи Нового года.
Будучи уже императором и сделав столицей государства Санкт-Петербург, Пётр I приучал и Северную столицу к пышным торжествам, балам и ассамблеям.
Потом на протяжении ста лет иностранная традиция наряжать елку оставалась чуждой. Только в начале XIX века петербургская аристократия решила перенять ее у живших в столице немцев.
24 декабря 1817 года по инициативе великой княгини Александры Фёдоровны, супруги будущего императора Николая I, в покоях цесаревича устроили домашнюю ёлку. Скоро праздничные ёлки вошли в обиход столичной знати.
К концу XIX века традиция укоренилась настолько, что никому и в голову не приходило называть её нерусской. Но в 1914 году, после начала Первой мировой войны, на волне антигерманских настроений решили отказаться от всего немецкого, в том числе и от рождественской ёлки.
Советская власть запретила ёлку не сразу после октябрьского переворота. Гонение на обычай, связанный с религией, началось в 1922 году, когда было решено противопоставить Рождеству "комсомольские святки".
Сохранились свидетельства (о которых в книге "Самара во все времена" упоминает Александр Завальный), что 1 января 1927 года 200 безбожников-активистов Самарской губернии собрались на свой первый съезд. Делегатов приветствовали представители трудовых коллективов Самары, а работница "Красной звезды" Павлова передала заядлым атеистам Красное знамя и призвала их провести в жизнь лозунг: "Через безбожие к ленинизму". Вот так радикально изменились время и отношение к празднику.
Ёлку реабилитировали только в 1935-м. В газете "Правда" 28 декабря опубликовали статью кандидата в члены Политбюро Павла Постышева. Он предложил организовать весёлую встречу Нового года для детей, устроить хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах. На следующий день в Москве и Ленинграде открылись ёлочные базары, а в домах культуры и школах для детей устроили ёлки.
На самом деле снятие табу с традиции исходило лично от Сталина. В то время ничего не могло появиться на страницах главной газеты страны без одобрения первого лица государства.
Как сказал Александр Завальный, с приходом советской власти акцент праздника был перенесен с Рождества на Новый год. Сам праздник начали отмечать по новому стилю.
Новый год прежде Рождества
Граждане советской страны, отправившись спать 31 января 1918 года, проснулись 14 февраля. Вступил в силу "Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря". Большевистская Россия перешла на так называемый новый, или гражданский, стиль исчисления времени, который совпадал с церковным григорианским календарем, которым пользовались в Европе. Эти перемены не коснулись нашей Церкви: она продолжала отмечать свои праздники по-старому, юлианскому календарю. Как сказано в декрете, переход на западный, григорианский стиль был сделан "в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени".
- Мы стали отмечать Новый год от Рождества Христова, а потом уже и само Рождество. Чтобы как-то выйти из этой ситуации, даже придумали праздник старый Новый год, который наступает после 7 января. Советская пропаганда по антирелигиозным причинам делала акцент на Новый год. Однако многие верующие продолжали праздновать Рождество, наряжали елки, и этот праздник оставался главным, - пояснил Александр Завальный.
Рождество в России, перешедшей на новый календарь, стали отмечать на 13 дней позже, чем в большей части христианского мира, – 7 января по новому стилю.
Фото: Куйбышев, 1960-е годы, из архива Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина
Мандарины на ёлке
Кстати, и мандарины, ставшие одним из главных атрибутов Рождества и Нового года, мы переняли у немцев. Их начали завозить из Германии в 1870-х годах. В то время они не были новогодним символом. Дело в том, что поспевали фрукты в декабре, а доставить их в Петербург и Москву можно было только к концу января. В 1890-х годах первые мандариновые плантации появились в Абхазии и одной из грузинских областей - Кахетии. Сроки доставки фруктов в крупные российские города благодаря этому сократились, и вскоре в богатых семьях появилась новая традиция: рождественскую елку начали украшать мандаринами. Часто их заворачивали в золотую или серебряную фольгу.
Однако вплоть до 1960-х годов эти фрукты оставались редким и дорогим лакомством, которое часто встречалось только в южных регионах. Лишь в 1963 году в СССР прибыл первый сухогруз с мандаринами из Марокко. После этого африканские цитрусы стали доставлять регулярно. Их привозили в Советский Союз как раз к новогодним праздникам.
Зимой они были едва ли не единственными свежими фруктами, которые можно было подать к праздничному столу. С тех пор мандарины в СССР, а затем и в России стали ассоциироваться именно с Новым годом.