sovainfo.ru

В селе Съезжее восстанавливают один из старейших в губернии храмов

Само это село в Богатовском районе имеет давнюю историю. Первые упоминания о нем датируются 1787 годом. Главная местная достопримечательность - храм из красного кирпича, освященный в честь святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских.


Вольные переселенцы

Раскопки на высоком холме у здешнего озера свидетельствуют, что эти места издавна привлекали людей. Самым древним из местных археологических памятников является могильник меднокаменного века (энеолита), открытый в 1972 году.

В XVIII веке тут появилась деревня Леонтьевка. Название имеет отношение, скорее всего, к первому поселенцу. Съезжим село стали именовать благодаря небольшой речке: по ней можно было "съезжать" в Самару. Оба названия употребляли на протяжении всей дореволюционной истории. Раньше здесь жили вольные русские и мордовские переселенцы из-под Пензы и Тамбова - удельные и ясашные крестьяне, дворяне-однодворцы. И в наши дни, как и прежде, село делится на мордовскую и русскую части.

В начале ХХ века Съезжее было довольно крупным селением. Согласно архивным источникам, тут были земская и церковно-приходские школы, кирпичный завод, две ветряные мельницы, а также устраивали ярмарки.

Судьба храма

Украшением села была большая церковь с двухъярусной колокольней и куполом, крытым железом. Храм построили в 1820-е годы. Помещение освещалось двадцатью большими окнами и отапливалось тремя печами. Впечатляющим по размерам был иконостас. В длину - около 7,5 метра, в высоту - более 6 метров. Толщина стен - полтора метра. В кладку для их крепости добавлялся яичный белок, которым строителей снабжали сельчане. Окружали церковь ажурная изгородь и акации. Это типичный образец крестово-купольного храма, то есть конструкция здания имеет форму креста.

По преданию, в строительстве участвовал каменщик по имени Кузьма, который был известен в этих краях своим милосердием и справедливостью. Возможно, это как-то связано с тем, что храм был освящен в честь святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских.

В 1938 году церковь в Съезжем закрыли. Священника, отца Александра, арестовали и увезли в Куйбышев. Там его расстреляли. Здание превратили в зернохранилище. Чтобы грузовики могли сюда свободно заезжать, спилили металлические стяжки. Из-за этого храм стал понемногу оседать. В 1991-м конструкция не выдержала, и купол рухнул. Но даже после этого остатки фресок удивительным образом сохранились.

Мы с настоятелем, отцом Дионисием, стоим на ступеньках восстановленного церковного здания. На деревянных воротах, обшитых жестью, проглядывают росписи с изображением двух ангелов и старославянским текстом. Еще пару ангелов на фресках можно увидеть в самом храме, рядом с выходом. Между ними - хорошо сохранившееся изображение Спаса Нерукотворного. Фрески создали в двадцатые годы позапрошлого века в европейском, академическом стиле.

- Раньше внутри храма были лишь земля и остатки плит, - говорит отец Дионисий. - Бабульки рассказывали, что они взбирались по ним к этому образу и целовали его.

В 2005 году сельчане стали восстанавливать Космо-Дамианский храм. Было это при предыдущем настоятеле, отце Владимире (Юдакове). Целый месяц прихожане разбирали завалы строительного мусора. Случалось, что в селе находили уцелевшие иконы, очищали их и передавали церкви. Восстановление продолжилось при нынешнем батюшке, который служит здесь с 2007 года. Со временем появились зеленые купола, привели в порядок внутреннее пространство. Сейчас по праздникам раздается колокольный звон Благовеста.

Отец Дионисий показывал нам несколько старинных икон.

- Вот икона с изображением священномученика Власия - ровесница нашим фрескам. Когда ее нам передали, она была изъедена мышами. Современный иконописец ее подновил. Интересная история связана с иконой с ликами Космы и Дамиана. Паренек из Петра Дубравы сообщил, что его прадедушка был прихожанином нашего храма. Когда церковь разоряли, он укрыл эту икону. Старинное письмо отличалось от современного. Раньше всю поверхность будущей иконы покрывали сусальным золотом и уже потом писали образа. Поэтому, если изображение стирается, под ним просматривается золотой фон.

Фрески раньше покрывали весь храм. Краски были, конечно, ярче и сочнее, чем на дошедших до нашего времени фрагментах. По-хорошему, надо было их отреставрировать. Да и белоснежные стены храмового помещения словно бы просят, чтобы их покрыли росписями. Но пока для сельской церкви это задача неподъемная.

До сих пор работы шли за счет благотворителей. Если кто опять предложит помощь, нужно оштукатурить стены исторической кладки снаружи. В мечтах у батюшки - разместить в храме паникадило, иконостас, построить рядом сторожку.

Местные легенды

Едем к Святому озеру на окраине села. Так его называют в просторечии. Официально же это Казанско-Богородицкое святое озеро. В старину, говорят, здесь жили монахи-отшельники. До недавнего времени археологи находили поблизости деревянные кресты и кадильницы.

Расположенное среди лугов озеро - одно из почитаемых мест у православных людей. Раньше, как рассказывают старожилы, водоем тянулся метров на четыреста. Теперь сильно "сжался" и обмелел. Но это, по словам верующих, никак не сказалось на его целебной силе.

Есть легенда, что в 1958 году икона Божией Матери явилась на озере двум сельчанкам. Одна из них, бывшая свинарка Зоя Гордеева, скончалась в 2006-м. До последних своих дней она любила рассказывать историю о том, как "вода вдруг засветилась необыкновенным светом, все вокруг засияло". И в этом сиянии она увидела церковь, алтарь, Божию Матерь, Николая Угодника и ангелов. Говорят, что местные жители даже видели огненный столб, поднимающийся от озера. В течение многих лет в день Казанской иконы Пресвятой Богородицы православные совершали здесь молебны.

В советские времена власти боролись с "пережитками прошлого" странным способом: заливали озеро соляркой, засыпали навозом и соломой. Однако каждый раз вода вскоре самоочищалась. В наши дни об этой легенде напоминает расположенная неподалеку часовня в честь Казанской иконы Божией Матери. Внутри на небольшом столике - иконы. Каждую субботу отец Дионисий служит здесь молебен о здравии болящих.

Раньше в праздник Казанской иконы Божией Матери приезжающие сюда паломники после литургии шли от церкви крестным ходом к озеру. После молебна они окунались в воду. В последние два года эта традиция прервалась из-за пандемии.

Озеро является не только местом паломничества, но и предметом изучения ученых из-за его особенностей. По словам сельчан, здесь никогда не бывает мошек и комаров, хотя на соседних водоемах их множество. Если набрать воду в банку, то в течение долгого времени она не испортится и останется прозрачной.


поделиться: