sovainfo.ru

В Самару приедет знаменитый актер Сергей Маковецкий

Международный фестиваль искусств "Шостакович. ХХ век" - на экваторе. Впереди приезд Сергея Маковецкого и "Урал Опера Балета". Позади - выступление итальянской виолончелистки Мириам Пранди и премьера в Самарском театре оперы и балета, теперь известном под именем Шостаковича.

РКН: YouTube нарушает законодательство РФ

С надеждой на счастливую жизнь

Худрук и автор концепции фестиваля Алексей Трифонов называет Дмитрия Шостаковича центральной фигурой для российской музыкальной культуры ХХ века:

- Да и во многом для мировой культуры. Он вбирал в себя традиции и русской, и европейской музыки. Не зря мы видим в его творчестве отсылки, с одной стороны, к Модесту Мусоргскому, а с другой - к Густаву Малеру. И то, как сражались лучшие европейские и американские дирижеры за право первыми исполнить за рубежами Советского Союза новые произведения Шостаковича, безусловно, свидетельствует, насколько он был важен для мировой культуры того времени. Я думаю, и с точки зрения музыкальной, и с точки зрения его жизненного опыта, Шостакович является абсолютно актуальным и тогда, и сейчас.

Фестиваль открылся премьерой бравурной оперетты "Москва, Черемушки" (12+), написанной в 1958 году. В "Шостакович опера балете" спектакль поставил Михаил Панджавидзе. В 2016 году он же выпускал в этом театре премьеру под названием "Тарам-парам, ни-на, ни-на, или Квартирный вопрос их испортил". Тот спектакль включал не только оперетту, но и фрагменты из других произведений Шостаковича.

Впрочем, как отмечает дирижер-постановщик Евгений Хохлов, этот хулиганский музыкальный текст сам по себе изобилует автоцитатами композитора. На этот раз изменений в него не вносили. От предыдущей постановки осталась сценография Александра Костюченко, с масштабными декорациями ВДНХ и московских хрущевок. "Освежил" визуальный ряд спектакля видеохудожник Гарри Гуммель - на суперзанавес и декорации теперь проецируют графическое изображение московских пейзажей. По мысли режиссера, такой ход должен напоминать о золотом веке советского кинематографа. Как и сдержанные цвета костюмов (художник Елена Соловьева) - о старой выцветшей пленке.

Больше всего напоминает о "Веселых ребятах" и "Кубанских казаках" жизнерадостный тон спектакля. Хорошо жить в стране советской, можно переехать из ветхих деревяшек в новые панельки, и даже отвоевать ключи от своей квартиры у зарвавшихся управхозов. Любовь и справедливость торжествуют, "бывали дни веселые, гулял я молодец, не знал тоски-кручинушки"...

Правда, бравурная-то бравурная, но заканчивается оперетта в версии Панджавидзе разрушением уже не старой деревянной, а хрущевской Москвы. По сцене вновь пролетает тяжелый чугунный шар, напоминающий огромный маятник часов. Голос мэра столицы Сергея Собянина объявляет о сносе пятиэтажек в Черемушках. Время безжалостно ко всем, и то, что сейчас - повод для радости и гордости, вполне возможно, будет иначе выглядеть через какие-то десятилетия.

- Безусловно, "Москва, Черемушки" - это освобождение от страхов, которые были связаны с предшествующими десятилетиями сталинской эпохи, - считает Трифонов. -  Отражение надежды на новую счастливую жизнь. Оптимистическое настроение, которое присутствует в оперетте, я считаю, очень актуально сейчас и должно вдохновлять людей на то, чтобы думать о светлом будущем, о радостных моментах, которые в жизни каждого человека присутствуют.

"Те чувства, которые важны здесь и сейчас"

В субботу в Тольяттинской филармонии, в воскресенье в Самаре прошли концерты итальянской виолончелистки Мириам Пранди и Симфонического оркестра Самарской филармонии под управлением Филиппо Десси. Первый концерт для виолончели с оркестром прозвучал на инструменте 1712 года миланского мастера Джованни Гранчино.

- Кроме Шостаковича, все остальные произведения исполняются очень редко, - прокомментировал программу Трифонов. - "Три вопроса с двумя ответами" Луиджи Даллапикколы - это вообще российская премьера. И в пандан к нему - "Вопрос, оставшийся без ответа" Чарльза Айвза, американского композитора первой половины ХХ века. Вот такая перекличка через океан с разницей в несколько десятков лет.

Пока верстался номер, в Театре оперы и балета прошел концерт Струнного квартета солистов OpensoundOrchestra (Москва) при участии художника и искусствоведа Дмитрия Гутова. На концерте прозвучали квартеты Шостаковича, Мосолова и Локшина. Параллельно в Тольяттинской филармонии выступил Симфонический оркестр этого учреждения под управлением дирижера Федора Леднева (musicAeterna). Прозвучали произведения близкого друга Шостаковича Мечислава Вайнберга, Бориса Чайковского и Николая Мясковского. Сегодня тот же концерт (12+) повторят в Самаре.

- Это фестиваль о музыке и о культуре ХХ века. Века сложного, века, во многом определившего и нашу историю, и нашу сегодняшнюю реальность, - считает министр культуры Самарской области Татьяна Мрдуляш. - Несмотря на это, мы часто очень неглубоко знакомы с произведениями того времени. Например, музыка, которая звучит на фестивале, часто не играется в России вообще. Хочется, чтобы, говоря о культуре ХХ века, фестиваль выходил и к современности, не зря мы закроемся балетами на музыку Леонида Десятникова, продолжателя традиций русской композиторской школы. Фестиваль показывает высокую планку как в подборе программы, так и в выборе исполнителей.

Фестиваль "Шостакович. ХХ век" идет до 2 октября. Впереди выступление Сергея Маковецкого (29 сентября, 12+) вместе с оркестром и хором оперного театра. Музыканты сыграют эстрадно-симфоническое произведение "Условно убитый", написанное в 1931 году молодым Шостаковичем. Актер будет читать переписку композитора с музыковедом Иваном Соллертинским.

1 октября в Самаре, 2 октября в Тольятти даст концерт оркестр Нижегородского театра оперы и балета La voce strumentale под управлением Дмитрия Синьковского (12+). В программе - Девятая симфония Шостаковича и произведения его современников Виссариона Шебалина и Эрвина Шульгофа. Завершится фестиваль гастролями театра "Урал Опера Балет" с вечером балетов L.A.D. (12+). Партию фортепиано исполнит Алексей Гориболь.

- На фестивале мы стараемся отразить весь спектр эмоций, которые Дмитрий Дмитриевич закладывал в свою музыку, от абсолютно радостных, оптимистических, таких, как в оперетте "Москва, Черемушки", до очень сложных, зачастую трагических, - комментирует Трифонов. - Я считаю, что одним из самых сложных и глубоких произведений, которые будут исполнены, станет Девятая симфония Шостаковича. Он писал ее с 1943 по 1945 год. В ней можно слышать весь спектр эмоций композитора тех лет, от его переживания за судьбу блокадного Ленинграда до скорби в связи с гибелью его ближайшего друга Ивана Соллертинского, художественного руководителя Ленинградской филармонии, и далее - радость и светлые чувства в связи с победами Советской армии в Великой Отечественной войне. Музыка Шостаковича тем и ценна, что внутри каждого произведения вы можете найти огромный мир эмоций, чувств, и каждый человек, который придет на фестиваль, сможет найти в ней те чувства, которые важны ему здесь и сейчас.

Полная программа фестиваля размещена на сайте shostakovichfestival.ru.



поделиться: