sovainfo.ru

В "СамАрте" показали эскизы по пьесам для подростков

В "СамАрте" в эти дни проходит XIII режиссерская лаборатория, посвященная театру для подростков. В программе эскизы четырех режиссеров. У большинства из них в резюме не только солидный багаж постановок, но и опыт руководства театрами.

В "СамАрте" показали эскизы по пьесам для подростков Фото: предоставлено театром

- "СамАрт" уже более 10 лет проходит сложный, но очень интересный этап реконструкции, - напомнила министр культуры Самарской области Татьяна Мрдуляш на открытии лаборатории. - Как вы знаете, в рамках национального проекта "Культура" сейчас идет стройка, и уже через два года мы надеемся увидеть новую сцену и расширение общественных и творческих пространств театра. Это будет завершающая, третья очередь, и, конечно, мы все с нетерпением ждем ее открытия. В то же время театр живет активной жизнью и труппа не просто играет постоянный репертуар, но и работает в лабораторном формате.

Выбор материала на этот раз был ограничен только темой — пьеса должна быть обращена к молодежи.

- Для любого театра юного зрителя подростки и студенчество - самая проблемная аудитория, которую труднее всего привести в зал. А это очень важный адресный зритель. Поэтому такая направленность, - объяснил руководитель лаборатории Михаил Бартенев.

Участниками в этом году стали достаточно опытные режиссеры, трое из четырех были художественным руководителями или главными режиссерами в разных театрах страны. Артем Галушин руководил Канским драматическим театром, Денис Хуснияров был худруком театра "Мастеровые" в Набережных Челнах, Артем Терехин возглавлял Ачинскую драму.

Перед началом лаборатории Михаил Бартенев презентовал проект "Открытая сцена". Он будет включать несколько направлений: "Мастерская Анатолия Праудина", "Эскиз-театр" и образовательную программу.

- По сути дела, это просто новое пространство, которое мы сейчас осваиваем, - рассказал Бартенев, куратор направления "Эскиз-театр". - Это спектакли в фойе, в том числе на этой лаборатории два из четырех эскизов ставятся в таких не приспособленных для театра пространствах. Но эта площадка и конструктивно станет отчасти похожа на театр. Разъемный павильон позволит режиссерам создавать разные сценические пространства. Здесь совмещаются два театра - самый быстрый и самый медленный.

Самый медленный - это мастерская Анатолия Праудина, который работает с актерами как минимум год. И из этюдов, из подробного, тонкого и долгого разбора рождается спектакль. Второе направление - то, что мы называем "Эскиз-театр". Дело в том, что, когда мы проводим лаборатории, появляется много интересных эскизов. Невозможно все взять в репертуар, и получается, что многие эскизы были показаны один раз - и на этом все закончилось. Мы решили, что будем устраивать экспресс-показы таких эскизов, пять-семь раз, сколько будут выдерживать. Этот проект направлен на привлечение новой аудитории. Вероятно, мы будем устраивать показы в вечернее время, уже после спектаклей, в неформальной обстановке, чтобы людям хотелось потом остаться и за чашкой кофе обсудить увиденное. И прийти в театр еще раз.

Лаборатория началась с эскиза Дениса Хусниярова "Мама, мне оторвало руку" по пьесе Маши Конторович. Возрастное ограничение, предусмотренное законодательством (16+), как всегда, плохо согласуется со скоростью роста современного ребенка: хорошо бы такой спектакль смотреть лет в 13-14. В пьесе точно схвачено мироощущение человека в острой стадии подросткового кризиса, когда кажется, что весь мир - против тебя.

В эскизе Хусниярова публику посадили на хаотично расставленные по фойе третьего этажа (та самая "Открытая сцена") стулья, так что актеры играли прямо среди зрителей, иногда даже пересаживая кого-нибудь. Эффект присутствия, судя по обсуждению, особенно понравился целевой аудитории - старшеклассникам. Текст Конторович - достаточно жесткий, честно предъявляющий все проблемы пубертата, от коммуникации с родителями до первого секса и алкоголя. Ребята были удивлены, что такой прямолинейный разговор возможен в театре.

Но в эскизе Хусниярова внятно прозвучала и тема тотального одиночества, не обязательно привязанная к подростковому возрасту. На обсуждении говорили, что пьеса несовершенна, в ней представлен набор состояний без их развития, как нет серьезной перемены в героине (Валерия Павлюк), дошедшей в своей попытке восстановить связь с миром почти до суицида. Но нужно признать, что и в тексте, и в эскизе безысходность одиночества представлена пугающе достоверно.

Вчера в "СамАрте" сыграли еще два эскиза - "Мама, я блогер" по пьесе Александры Стрижевской в постановке Артема Галушина и "За белым кроликом" Марии Огневой в режиссуре Артема Терехина. Сегодня Владимир Данай покажет свою версию "Грозы" Островского. Эскизы обсуждают театральные критики Евгения Тропп, Татьяна Тихоновец и Владимир Спешков, а вместе с ними — школьники. Возможно, в будущем из этих эскизов вырастут репертуарные спектакли.


поделиться: