Сызранская школа иконописи – значимое явление русской художественной культуры. Она не уступает древнейшим школам Москвы, Великого Новгорода, Владимира. Именно ей и посвящена открывшаяся музейная экспозиция.
На выставке можно увидеть редкие иконы Александра Бочкарева. Он считается самым известным представителем Сызранской школы иконописи. Его иконы отличались мягкими цветами и плавными переходами от света к тени. Художник писал лики святых, как правило, на белом фоне. Своим творчеством он прославил Сызрань на всю Россию. В 1896 году на Новгородской выставке Бочкарев был удостоен награды от императора Николая II. До наших дней дошли несколько икон мастера, которые хранятся в фонде Сызранского краеведческого музея. Есть его работы в частных коллекциях и в молитвенном доме местной старообрядческой общины.
Традиции иконописи Александра Бочкарева продолжают современные художники - Наталья и Юрий Пятковы. Сызранская иконопись возрождается в мастерской, открытой местным предпринимателем Александром Макаровым. В ней работают четыре художника, произведения которых также можно увидеть в областном музее.
Экскурсоводы знакомят посетителей выставки с историей появления и развития этой необычной школы иконописи. Она развивалась с конца XVIII века до 30-х годов XX века в среде старообрядцев-поморцев.
Сызрань основана в 1683 году. Прошло лишь четверть века после церковных реформ, приведших к расколу. Поэтому в городок на Волге, на окраину государства устремились так называемые раскольники (старообрядцы), подвергавшиеся репрессиям. Есть гипотеза о том, что в Сызранском уезде поселились и те старообрядцы, которые пришли сюда после Манифеста Екатерины II, изданного в 1762 году и дававшего некоторые послабления носителям "старой веры". Принесли они с собой и иконописную традицию, которую стали развивать на сызранской земле.
У сызранской школы имеются и собственные черты, которые позволяют идентифицировать такие образа. Они отличаются разнообразной колористикой, и нередко святые изображены на белом фоне. Ключевой фигурой в местном иконописании являлся Давид Попов. Известны некоторые имена его учеников. Это Петр Кувшинов, Иван Шадрин, Константин Дьяконов, отец и сын Качаевы – Павел и Александр, а также братья Александр и Федор Бочкаревы.
После революции многие священники и иконописцы были репрессированы. К примеру, Александра Бочкарева сослали в Архангельскую область, в 1934 году он скончался.
В наше время сызранские иконы стал собирать бывший военный, московский предприниматель Андрей Кириков. Сейчас у него самая большая в стране коллекция сызранских образов. Некоторые из них можно увидеть и в Самаре.
Выставка в областном художественном музее будет работать до 7 апреля.
Фото: Мария Шпакова