В картинах самобытного самарского художника Александра Мальцева - симбиоз традиций древнерусской живописи и экспрессионизма, эстетики Ренессанса и абстрактного искусства ХХ века.
Его работы находятся в фондах Государственной Третьяковской галереи, Самарского областного художественного музея, музейной коллекции "Марс", в коллекциях ценителей искусства в Швейцарии, Германии, Франции, России, Португалии, США.
Рисует Александр Мальцев с детства. Вначале он копировал работы великих мастеров. Потом поступил в Самарское художественное училище. Глубоко изучал древнерусское искусство. Уже в ранних картинах Мальцева чувствовалось влияние иконописи. Действительность в них преображалась. Самые обычные башни ЛЭП, нефтяные вышки, домашние животные и люди принимали странные образы. Иногда на картинах появлялись золотистые ангелы.
Позднее его художественная манера изменилась. Появилась крупная фактура мазка. Цвет стал использоваться более аскетически. В колорите стали преобладать мрачноватые, красновато-серые, бурые тона. И лишь порою где-нибудь в уголке картины, как символ
надежды, вспыхивает яркое светлое пятно - словно огонек от горящей спички.
На выставке можно увидеть абстрактные композиции. Странные загадочные переплетения цветовых пятен, в которых угадываются человеческие силуэты, очертания рук, ног, лиц. Таким образом художник изображает такие понятия, как "Сострадание", "Осознание", "Прощение". В одном из уголков выставочного пространства Мальцев погружает зрителей в мрачный фантастический мир, и названия картин соответствующие – "Склеп", "Зверь", "Жертва", "Подземная сущность". Порою автор обращается к теме апокалипсиса, и появляется жутковатая картина "После взрыва".
В другом уголке выставки мир на картинах художника пронизан каким-то мистическим светом. В этих работах – "Ангел", "Освещенный", "Молитва" - чувствуется вера автора в то, что не все так уже безнадежно в этом мире. К религиозной теме художник обращается и в картинах "Воскресенье", "Бог", "Покаяние", но трактует он христианские сюжеты по-своему, не следуя никакой традиции.
Необычны у Мальцева и пейзажи. В этих картинах – "Колючка", "Чертополох в ночи", "Зеленое солнышко", "Сумерки с горечью полыни" - природа преображается, и в ней появляется что-то мистическое, загадочное.
Эту живопись сложно отнести к какому-либо направлению.
- Художник только тогда состоялся, когда нашел свой собственный, отличный от всех стиль. Сегодня нет понятия "школа" - есть только творец и холст перед ним, - считает Александр Мальцев.Ранее мы писали, что нижегородцам покажут экспонаты Самарского художественного музея.