sovainfo.ru

В подвале особняка Курлиной открылась выставка "Темный модерн"

Характерные черты искусства рубежа ХIХ-ХХ веков - орнаментальность, природность, декоративность - в новом проекте Музея модерна отходят на второй план. Кураторы предлагают переосмыслить модерн через полярные темы и мотивы: жизнь и смерть, тело и душа, ад и рай.


Экспозиция "Темный модерн" (16+) разделена на четыре зала, каждый из которых по-своему раскрывает смыслы пограничности жизни и смерти и демонстрирует, как эта граница стиралась в искусстве столетие назад.


- Это выставка-размышление, попытка убрать эстетический слой со стиля модерн, - говорит искусствовед, заведующая Музеем модерна Ирина Свиридова. - Для большинства из нас модерн - это про красоту. Зрители и работники музея ходят по особняку Курлиной, видят прекрасные потолки и мебель, но не задумываются, какая основа стоит за всем этим. Куратор проекта Никита Кузнецов решил обратиться к более глубоким идеям и попытаться найти другую, "темную" сторону эстетики и гармонии.


Пространство Anima (душа) представляет человеческую душу как символ двойственности мира. Посредниками между миром душ и миром форм выбраны глаза. Взгляд "Головы Медузы" Франца Штука пронизывает ужасом, "Автопортрет со Смертью, играющей на скрипке" Арнольда Беклина заставляет задуматься о конечности жизни, а "Божественная комедия" Данте Алигьери предлагает заглянуть внутрь себя.

Зал Eden (райский сад) позволяет переосмыслить смерть, увидеть в ней не конец, а переход из одного состояния в другое. Обычно образ рая представляется в виде прекрасного сада, но модерн подходит к этому концепту иначе - некое пространство, которое можно обнаружить, прилагая усилия и отказавшись от очевидных форм восприятия. Точно так же можно обнаружить ад. В искусстве эпохи модерн стираются границы между адом и раем так же, как границы между реальным миром и потусторонним. Но достичь этого можно только через труд и постоянную работу над собой.

Начать по-новому всматриваться в привычные вещи куратор предлагает прямо на выставке. При подготовке проекта Никита Кузнецов вместе с художником Кириллом Гуровым отправлялись в экспедиции по четырем локациям Самарской области: Загородный парк, Парк Дружбы, лесное озеро в селе Рождествено и пляж острова Поджабный. Оттуда они привезли объекты и фотографии, имеющие несколько вариантов интерпретации форм. Также на открытии выставки каждый желающий мог высадить ростки различных растений в зале "Райский сад". Символическое действие раскрывает основные вопросы этой части экспозиции: что значит этот "сад", что взращивает человек (как в буквальном смысле, так и в переносном), какие мысли и чувства возникают внутри? Созерцать или возделывать, размышлять или безумствовать - субъективный выбор каждого.

В зале Dances Macabres (пляски смерти) собраны образы "танцующей смерти" из Средневековья, репродукции страниц календаря "Против боли" Луиса Крусиуса конца ХIХ века и видеоработы современных художников. Восприятие смерти менялось с каждой эпохой, но сама тема конечности жизни остается вечной. Искусство модерна старалось изменить отношение к смерти: сделать ее синонимом неизбежной истины и привить в обществе если не позитивное отношение к ней, то, как минимум, нейтральное.

Пространство Hortus Mortis (сад смерти) завершает экспозицию. Возделывать сад - значит создавать культуру. Смерть же предполагает выход из нее, но в то же время культура невозможна без темы смерти. Решить этот парадокс организаторы выставки предлагают каждому зрителю самостоятельно. Это зал единения с собой и спокойствия: несколько рядов скамеек, стилизованных под лавки в католических храмах, книги разных эпох об отношении к смерти и одноименная залу работа Хуго Симберга 1896 года, дополненная моушн-дизайном.

- Когда я пришел работать в музей, меня в меньшей степени интересовала эстетика модерна. С ней все и так понятно: основные категории модерна - красота, женщина, природа. Но что стоит за этими мотивами, что в глубине, что прячется за красивой обложкой? В первую очередь, мне хотелось поразмышлять на эту тему, - объясняет Кузнецов. - Этот проект больше напоминает картотеку или библиотеку, чем выставку. Главная цель проекта - остановка. Остановиться, чтобы всмотреться, припомнить, почувствовать. Здесь нет объективных оценок, лишь категории, которые объединяют всю выставку и которым соответствуют названия залов. Содержательно все эти вещи можно объединить в одно целое и назвать "модерн". Мне хотелось показать перетекание всяческих содержательных элементов, бэкграунда, опыта и начитанности российских и зарубежных художников. Зрители могут смотреть репродукции картин эпохи модерн и изучать книги, которые составляли библиотеки художников рубежа ХIХ-ХХ веков.

В минувшую субботу прошел перформативный проект "Таврическая, 25", посвященный поэзии Серебряного века. Организаторы назвали эту встречу "лабораторией по "проживанию" поэзии". Гостям предложили выступить в роли чтецов, вникнуть в язык модерна и поразмышлять о том, как понимать символизм и как его можно почувствовать.

Выставка продлится до 28 февраля. Каждый месяц команда Музея модерна планирует проводить в пространстве экспозиции просветительские мероприятия. 8 октября пройдет "Таврическая, 25" (в честь 130-летия со дня рождения Марины Цветаевой гостям предлагается читать ее стихи), 22 октября - "Звук и экран" (проект, на котором можно будет посмотреть немое кино в сопровождении живой музыки) и медиация по выставке 27 октября. Возрастное ограничение для всех мероприятий 16+.


поделиться: