Чепчик для пупсика
- Это ремесло передавалось из поколения в поколение. У меня и прабабушки, и бабушки, и мама, и ее сестры занимались рукоделием, - рассказывает Татьяна Дейс. - Они постоянно что-то вязали, шили. Обе бабушки были родом из Сергиевского района, села Успенки. Хорошо помню бабу Пану. Я ни разу не видела, чтобы она сидела без дела. Чаще всего вязала крючком. Тогда в магазине их было не найти. Крючки выковал дед. Помню, какой необъяснимой красоты были кружева, связанные бабой Паной.
Сама Татьяна приучилась к рукоделию, когда еще в школу не ходила.
- У нас, девчонок, были малюсенькие пластмассовые куклы-пупсики. Мы их сами наряжали, а потом хвалились друг перед другом. Помню, как я вязала тоненьким крючком чепчик для своего пупсика.
Детское увлечение со временем стало профессией. Татьяна работала в ателье, затем в Суходольской школе преподавала домоводство.
- Заинтересовать старшеклассниц было довольно сложно, - вспоминает она. - И тогда появилась идея сшить вместе с ними сарафаны в народном стиле.
Эта затея оказалась успешной. Два из тех сарафанов были показаны на всероссийской выставке "Салют Победы", посвященной 65-летию окончания Великой Отечественной войны.
Школьников помладше Татьяна Дейс заинтересовала куклами. Вместе с ними делала простейшие тряпичные столбушки. Это традиционные куклы в виде палочек, на которые накручивалась яркая одежда.
Родовая память
Профессионально заниматься декоративно-прикладным творчеством мастерица стала лет пятнадцать назад.
- Когда жила в Суходоле, видела у бабушек старинные традиционные костюмы. Стала расспрашивать о них. Иногда мне делали подарки. До сих пор у меня сохранилась шикарная юбка, сшитая, видимо, в конце девятнадцатого века. Захотелось сделать что-то подобное. Потом стала заниматься в лаборатории декоративно-прикладного творчества. Помню, когда впервые шила пояс, меня спросили, что я ощущаю. Ответила: "Чувствую, что руки сами делают работу". Наверное, это родовая память.
Сейчас Татьяна шьет народные костюмы для фольклорных ансамблей. Рубашки, юбки, сарафаны, повойники – мягкие полотняные шапочки, которые раньше носили замужние женщины.
Обычные самарчанки, которые любят бывать на фольклорных вечерках, тоже нередко обращаются к ней с просьбой сшить одежду в народном стиле. Этот интерес к традиционным костюмам вполне объясним.
- Когда берешь их в руки, возникает ощущение, что от них идет тепло, - говорит мастерица. – В такой одежде чувствуешь себя комфортно. Особенно если там много ручной работы. И это не только мое ощущение.
Старинную ткань для традиционного костюма сейчас уже не найдешь. Да и для того, чтобы сшить вручную, как это было в старину, нужно много времени. Татьяна шьет одежду на машинке и обрабатывает ее с помощью оверлока. Но обязательно в костюм добавляет элементы ручной работы.
- Рука сама просит что-то подшить, какую-то сборочку собрать, сделать стежочки, - поясняет мастерица. - Эти штрихи добавляют какую-то теплоту в костюм. Мне интересно узнавать нюансы старинного кроя. Помню, одна ученица принесла на занятие рубашку из домотканого полотна от мордовского костюма, доставшуюся ей от прапрапрабабки. Стежки были сделаны вручную. Работа очень тонкая. Как ни пытались мы ее повторить – не получилось.
Когда крестьянки шили одежду для себя, это было почти безотходное производство. Не имея швейных машинок и современных технологий, они вручную из простого холста создавали настоящие шедевры. Эти вещи были удивительно носкими. Сундуки с одеждой передавались от прабабушек к правнучкам.
Единого стиля традиционного самарского костюма не было. В наш край приезжали выходцы из разных губерний. В каждой – свои традиции.
- В Успенке, откуда родом мои прабабушки, скорее всего, жили переселенцы из Тульского края и Кубани, - предполагает Татьяна Дейс. – Я могу судить об этом по расположению печек, построек во дворе, входа в дом. Суходол, где я выросла, совсем рядом. Помню, чуть ли не в каждой избе там хранились вышивки. И в них были черты кубанской культуры. Вообще, женские и мужские костюмы, которые носили в губернии в конце девятнадцатого — начале двадцатого века, отражали веяния моды того времени. Но в каждом городе и селе были свои особенности. В некоторых районах, например, нижние юбки у женщин были в клеточку, это считалось каким-то шиком. В Самаре модники любили отделывать одежду бархатом. Не зря город считался купеческим. Но бархат использовали и в крестьянских костюмах. Подбивали им одежду, шили из него жакеты, пришивали бархатные тесемочки.
Самарские "Татьянки"
Недавно Татьяна Дейс получила специальность культуролога. Она изучает историю и традиции народных костюмов, виды тканей прошлых столетий, способы их обработки и отделки, социальный статус одежды. С этим связан и ее интерес к традиционным куклам. Ведь их одежда, как правило, копировала народные костюмы.
Татьяна собрала небольшую коллекцию старинных игровых кукол. И создает свои. Особенно ей нравится делать сшивные куклы. Они получаются мягкие, приятные на ощупь. Способы изготовления – традиционные. Мешочек, из которого мастерица создает куклу, она наполняет ветошью, льном, ватой, синтепоном, опилками, иногда травками. Но могут быть и необычные технологии. Так, вместе со своей коллегой Татьяна создала "мордовскую невесту" с ручками и ножками из кленовых веточек.
В ее авторской коллекции – куклы, во многом близкие к народным. И в то же время они самобытны. В каждой – неповторимый образ, в котором отражается "почерк" мастерицы. Есть в этой коллекции кукла Мотя и Символ Материнства, Пасхальный зайчик и Травница, Берегини дома и Званка Желанка, Денежная Кубышка и Бабки с Дедками. Сейчас мастерица задумала создать серию самарских "Татьянок". Возможно, эти образы будут связаны с жигулевскими легендами.
Работы Татьяны и ее учениц можно было увидеть на самарских выставках – например, в музее имени Ленина. На выставку в Республике Мари Эл в скором времени отправятся шесть авторских кукол, созданных Татьяной. На них - образцы народных крестьянских и мещанских костюмов в миниатюре.
Единого стиля создания игровых кукол, как и костюмов, в Поволжье не было. В каждом селе – свои традиции. Во многих, например, голову и туловище куклы набивали золой. Могли их сделать также из ваты, ветоши, шерсти, опилок, вычеса льна, разных тряпочек. В дело шло всё что угодно. Роднит кукол главное: в старину эти рукотворные создания помогали сельским девочкам постичь житейские премудрости и подготовиться к взрослой жизни.
Кувшин с водой
Татьяна преподает технологию в Техническом лицее имени С. П. Королева. Говорит, что ученицам очень интересны народные ремесла и промыслы, и они с удовольствием участвуют в конкурсах.
- Я как кувшин с водой, - говорит мастерица. - Если чем-то наполнилась, каким-то знанием, опытом, мне это надо передать другим людям. Работать с детьми для меня в радость.
А еще она проводит мастер-классы в Агентстве социокультурных технологий, в историко-краеведческом музее имени Алабина. Некоторые из этих занятий посвящены изготовлению лакомника в технике лоскутного шитья. Так в старину называли разноцветные кармашки из ярких кусочков ткани, их пришивали к поясам. Раньше невеста шила лакомники в качестве подарка для родни жениха.
- Для меня эти традиционные "кармашки" - особая песня. Я просто их обожаю, - говорит Татьяна. - Это и красиво, и практично. В костюмах с лакомниками я хожу на все ярмарки. В такой "кармашек" и телефон можно положить, и платочек. Да еще и для конфеток место останется.
На базе музея имени П. В. Алабина Татьяна Дейс проводит мастер-классы "Мамкины куклы". Многие ее ученицы сами стали мастерами и участвуют в выставках. Как говорит Татьяна, некоторые из них уже "переросли" ее, и она этому очень рада.