В этом году соотношение женщин и мужчин, пострадавших от действий мошенников, оказалось примерно одинаковым – 50,4% против 49,6%, узнали в банке. В прошлом году первых было больше - 52%. Средний возраст жертв - от 35 до 44 лет. Наибольшая доля пострадавших клиентов, рассчитанная от аудитории ВТБ Онлайн в регионе, приходится на Самарскую, Новосибирскую, Воронежскую области и Хабаровский край. Однако этот показатель не превышает 0,3%.
По данным исследования, женщины чуть чаще подвергаются атакам мошенников, - в 50,4% случаев. Наибольшее количество незаконных действий приходится на клиентов компании в возрасте от 35 до 44 лет (25,4%). Доля лиц в возрасте от 45 до 54 лет снизилась на 4 процентных пункта и стала занимать около 21%; от 55 до 64 лет – 17%; от 25 до 34 лет и люди старшего поколения (от 65 лет) – по 14%. Молодежь стала больше попадаться на уловки мошенников – доля клиентов в возрасте до 25 лет выросла с 4 до 8%.
Большинство пострадавших проживают в Москве (20,4%), Московской области (8,5%) и Санкт-Петербурге (6,6%). Мошенническая активность также высока в Новосибирской (3,9%) и Самарской областях (3,5%), Краснодарской крае (3,2%), Свердловской области (3,2%). Северный Кавказ потерял лидерство по минимальному числу активности злоумышленников. В этом году менее 1% мошеннических случаев приходится на Оренбургскую область, Ханты-Мансийский АО, Омскую, Вологодскую, Мурманскую области, Приморский край, Республику Бурятия.
Как отметил Никита Чугунов, старший вице-президент компании, руководитель департамента цифрового бизнеса, мошеннические атаки могут быть направлены против россиян любого пола, возраста, социального статуса и места жительства. Однако в первую очередь злоумышленников привлекают люди среднего возраста, "поскольку они много работают и финансово стабильны".
- Также вдвое вырос показатель по атакам на молодых людей в возрасте до 25 лет. Наиболее распространены обманы, основанные на социальной инженерии, примерно каждый третий случай приходится на оформление кредитов, - отметил он. - Победить мошенников и уберечь свои деньги помогут в первую очередь бдительность и финансовая грамотность. Клиент может стать жертвой злоумышленников, только если сам сообщает им свои персональные данные. Поэтому внимательно читайте тексты СМС-уведомлений от банка. Деньги клиентов хранятся в безопасности только на том счете, который сам клиент физически открывал в обслуживающем банке.
Специалисты банка подсчитали, что с начала 2023 года к ним поступило 5,3 млн сообщений о звонках мошенников, что на 20% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Удалось спасти более 9,5 млрд рублей на счетах. Большую часть звонков мошенники совершают с мобильного телефона – 74%, на долю мессенджеров приходится 20%, с городских номеров – 4%.