С февраля 1945 года будущий главный конструктор Сергей Королев методично объезжал немецкие заводы, где выпускались ракеты Фау-1 и Фау-2. Однако начать по-настоящему широкомасштабное их исследование ему удалось только после Победы, когда было принято специальное правительственное постановление о создании в СССР ракетной промышленности. Конечно же, для развертывания работ по немецким ракетам Королеву сразу понадобились молодые и талантливые инженеры. Уже в конце мая 1946 года в его распоряжение прибыла группа выпускников Ленинградского военно-механического института.
13 мая 1946 года Иосифом Сталиным было подписано упоминавшееся выше совершенно секретное постановление Совета Министров СССР № 1017-419сс под названием "Вопросы реактивного вооружения".
В итоге к концу лета 1946 года наши специалисты из обнаруженного материала сумели собрать 10 полноценных ракет, которые в документах затем получили секретный шифр А-4.
В конце 40-х в течение нескольких лет в Капустином Яру проводились испытания ракет Р-1, Р-2, Р-5, Р-5М, Р-12, Р-14, РСД-10, РТ-1, РТ-2, РТ-15 и множества их модификаций.
Кадр из фильма "ЦСКБ: История и современность"
Если немецкие ракеты имели дальность полета не более 300 километров, то изделие Р-2 уже легко преодолевало 600-километровый рубеж. А в "королевском" ОКБ-1 тем временем уже вовсю шла работа над ракетой Р-5.
Фото: Р-7 СОГАСПИ
Вскоре пришло время и знаменитой Р-7. В июле 1954 года все проектные работы по изделию Р-7 в основном были завершены, а 20 ноября ее главные технические характеристики и принципиальную схему одобрили в Совете Министров СССР. Однако дальнейшие работы по новому изделию возобновились только после успешных испытаний ракеты Р-5М с атомным зарядом, которые состоялись 20 февраля 1956 года. Уже 20 марта Совет Министров СССР принял постановление о практической реализации проекта межконтинентальной ракеты.
Самый первый пуск Р-7 состоялся 15 мая 1957 года. Было несколько неудач, которые удалось преодолеть.
Кадр из фильма "ЦСКБ: История и современность"
Осенью 1957 года, после успешного запуска на орбиту первых советских спутников, главный конструктор баллистических ракет Сергей Королев направил в Совет Министров СССР докладную записку, где говорилось о необходимости развертывания в Советском Союзе крупномасштабного ракетного производства.
И через несколько месяцев в Средневолжский совет народного хозяйства и областной комитет КПСС поступило правительственное задание. Предстояло в кратчайшие сроки провести реконструкцию трех заводов - "Прогресс", завод им. Фрунзе и "Экран". Они должны были делать межконтинентальную баллистическую ракету Р-7. Затем на космос стал работать и Сызранский завод тяжелого машиностроения.
28 февраля 1958 года в Куйбышев прибыл ведущий конструктор ракеты Р-7 Дмитрий Козлов, который был назначен ответственным представителем главного конструктора ОКБ-1 по организации на заводе № 1 серийного производства ракеты Р-7.
В первой половине 1958 года, когда на заводе № 1 (будущем "Прогрессе") в Куйбышеве уже началась реорганизация производства, на полигонах продолжались пуски ракет Р-7, которые в то время пока еще изготавливались на опытном заводе в Подмосковье. Стоит отметить, что к этому времени также состоялись два старта в целях исследования космоса.
Куйбышевцы справились с правительственным заданием, в итоге две ракеты Р-7 куйбышевского производства отправились на космодром 30 декабря 1958 года. После проверки всех систем первая из них успешно стартовала 17 февраля 1959 года.
Фото: Юлия Рубцова
Через некоторое время было подписано постановление ЦК КПСС и Совета Министров "О создании объектов "Восток" для полета человека в космос и других целей". Куйбышевский завод № 1 стал изготовителем ракет для полета человека в космос.
20 января 1960 года официально принята на вооружение Советской Армии ракета Р-7, серийно изготовляемая на Куйбышевском заводе № 1. А само предприятие к началу 1960 года уже представляло собой полностью сформированное и совершенно самостоятельное ракетное производство, выпускавшее каждую неделю по одной ракете Р-7.