sovainfo.ru

Педагог из Похвистнева создала собственную методику преподавания русского языка

Самый опытный педагог среди финалистов конкурса "Учитель года" Татьяна Гудкова более 10 лет работает над системой обучения, которая позволяет одновременно и запоминать правила русского языка, и развивать навыки общения, и воспитывать в ребятах лучшие качества.


"У меня был достойный пример"

- Татьяна Александровна, вы не в первый раз участвуете в конкурсе "Учитель года". Расскажите о своем опыте.

- Да, первый раз я выходила на конкурс в 2012 году, но остановилась в шаге от финала, стала шестой и получила диплом за духовно-нравственное просвещение учащихся.
После этого я десять лет работала над проблемой формирования культуры речи и так называемого текстоориентированного обучения. В прошлом году стала победителем областного конкурса долгосрочных воспитательных проектов. А в этом решила представить свою модель на "Учителе года" и вышла в финал.

- Почему вы выбрали именно профессию учителя, еще и такую сложную специальность? Преподаватель русского языка и литературы – это же работа нон-стоп?

- У меня перед глазами был достойный пример. Я закончила похвистневскую школу № 3. С 4-го по 10-й класс русский и литературу у нас вел прекрасный педагог Валентина Петровна Богатырева – начитанная, с грамотной, хорошо поставленной речью, она умела сделать свои уроки по-настоящему интересными для любого ученика. Она зажгла во мне эту искру, желание работать с детьми. И помогла выбрать профиль, когда я сомневалась: были мысли пойти на исторический факультет.
В 1987 году я поступила в педагогический институт в Куйбышеве. А через четыре года по распределению вернулась в свою родную школу, и мне сразу дали выпускной класс. Так что мои первые ученики были моложе меня всего на шесть лет.

- Сложно пришлось?

- Трудности были в основном методического плана. Программа насыщенная, сложная, впереди выпускные экзамены, а я еще не знала, как правильно распределить время, чтобы все успеть. А с ребятами проблем не было, я всегда могла договориться и с учениками, и с родителями, чтобы избежать конфликтов.

- Более 20 лет вы работаете в гимназии имени Байменова, которая славится качеством образования на всю область. В чем секрет ее успеха?

- Наша гимназия открылась в 1993 году, и ее первый директор Сергей Викторович Байменов, имя которого она сейчас носит, тщательно подбирал кадры, чтобы воплотить все свои идеи, он собрал очень сильную команду. Я присоединилась к этому коллективу в 1999 году, уже будучи достаточно опытным педагогом.
Мне здесь интересно. Как я писала в своем стихотворении, посвященном юбилею гимназии, "каждый день – открытия и поиск". Мы осваиваем все новые технологии, получаем дополнительное образование. Стараемся раскрыть таланты каждого ученика, а ребята у нас сильные. Бывает до 20 медалистов в одном выпуске.
У меня каждый год выпускные классы и много учеников, которые становятся победителями регионального этапа всероссийского конкурса сочинений, сдают ЕГЭ с высоким результатом – 96-98 баллов. А в прошлом году поставила свой личный рекорд – у меня появился первый стобалльник.

- Что чувствует учитель, когда видит успехи своих учеников?

- Конечно, гордость за них. Появляется чувство выполненного до конца долга. Понимаешь, что все твои усилия, которые ты вкладываешь в них каждый день, не прошли даром.

"На уроках не бывает скучно"

- Достижения ваших учеников – результат вашей авторской системы обучения? Расскажите, пожалуйста, как она создавалась?

- Родители школьников знают, что в нынешних учебниках, независимо от программы, все правила русского языка объясняются на основе отдельных слов или словосочетаний. И у ребенка не складывается "картина мира", он не понимает, как эти правила вписываются в реальную речь, как их применять.

Поэтому я создала свою методику обучения на основе текстов. Так дети видят, как теория работает на практике.
Для каждой темы я беру подходящий текст из лучших образцов художественной и публицистической литературы. Редактирую его, чтобы в нем встречались все случаи использования нужного правила. И на уроках мы разбираем его в четыре этапа. Сначала изучаем теорию, потом вместе составляем опорный конспект – алгоритм использования правила. Затем применяем его, разбирая текст, и закрепляем навык.
Следующий уровень – это творческие задания: перестроить какие-то предложения, переформулировать мысль, написать свой "ответ" автору, на внеурочных занятиях можем даже рассказ переписать в стихотворной форме.

- Помимо непосредственно изучения материала, такие занятия "прокачивают" и много других навыков?

- Конечно. Мы все проговариваем, формулируем. Дети учатся выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, причем не просто на бытовом уровне, а с использованием научной лексики.
Они получают опыт работы с текстом на разных уровнях, разбирают его с разных сторон, и это очень помогает на ЕГЭ, где подобных заданий много, и они высоко ценятся. Им не приходится лихорадочно зубрить алгоритм выполнения этих тестов, они уже знают и, главное, понимают, как это делается, и никакие "задачки со звездочкой" их не напугают.
В конце концов, они просто узнают что-то новое и интересное для себя. Размышляют над прочитанным, иногда не соглашаются с автором, и у них есть возможность высказаться на эту тему. Детям это очень нравится, они живо реагируют, на уроке никогда не бывает скучно.

- Такая методика требует от вас тщательной подготовки.

- Мне нравится сам процесс подбора и редактирования текстов. За десять лет у меня уже наработана хорошая база, есть задания практически для всех тем с 5-го по 11-й класс. Но, если появляется свободное время, ищу что-то еще, поинтереснее.
Я стараюсь даже в небольшой текст вложить максимум смысла, какую-то важную, иногда дискуссионную мысль. Это мой способ воспитания.
Я преподаю предметы, которые в принципе предполагают разговоры о каких-то нравственных проблемах. С помощью художественного слова это можно сделать ненавязчиво, просто подтолкнув ребят к размышлениям.
Поэтому и на русском, и на литературе мы не только идем по методичке, а вместе обсуждаем прочитанное, ищем мотивацию героев, спорим. Иногда ученики высказывают такие "взрослые" идеи!

"Учусь вместе с учениками"

- С современными детьми сложно работать?

- Многие видят в современных детях негатив. А я, наоборот, отмечаю их положительные стороны. Они намного больше приспособлены к жизни, чем мы в свое время. В них много доброты и милосердия. Они более раскрепощенные, у них все гораздо лучше с коммуникацией – договориться между собой для них не проблема.
Их просто нужно воспитывать. Постепенно, ежедневно, понемногу закладывать в них фундамент, на котором все эти хорошие качества смогут раскрыться. Ведь именно мы, учителя, "создаем" тех людей, с которыми нам потом жить в одном обществе.

- А как вы справляетесь с подростковым бунтом?

- Когда я еще студенткой была в лагере на практике, мама писала мне в письме: "Таня, на детей не кричите. Криком ничего не добьешься, все дети любят ласку". Эти слова запомнились мне на всю жизнь. Действительно, ругать их бесполезно. Да, они порой любят похулиганить, но детство – оно на то и детство.
Я думаю, важно уметь вовремя включиться в игру, не воспринимать всерьез их слова, сказанные порой сгоряча. Очень спасает чувство юмора. Я могу и пошутить, предложить поискать стилистически нейтральный синоним, и ребенок остывает и переключается.
Когда работаешь с молодежью, нужно понимать, что для них сейчас актуально, интересно. Им-то кажется, что мы этого не знаем, не принимаем их культуру. А ведь они в школе проводят очень много времени. Каково находиться там, где тебя не понимают и не принимают? Поэтому, когда показываешь, что тебе небезразлично, чем они живут, это их зажигает.
Их энергию можно направлять в мирное русло, если переключать на какую-то деятельность. У меня сейчас чудесный класс, с которым мы занимаемся волонтерством, вместе придумываем какие-то проекты. Перед Новым годом, например, они сами сшили себе костюмы, написали сценарий и устроили праздник для младшеклассников – малыши были в восторге.

- Вы преподаете уже почти 32 года. Как вам удается сохранить в себе желание не просто отрабатывать часы, а подходить к процессу творчески?

- Я не воспринимаю детей как обузу, какой-то "объект педагогического воздействия". Я с ними не работаю, а просто проживаю часть своей жизни – разговариваю, мотивирую, помогаю им найти свою дорогу, часто вместе с ними учусь новому. При таком подходе всегда есть и силы, и идеи.


поделиться: