"Пиши, как хочется, как можешь…"
Это четвертая посмертная выставка самарского художника, чьи работы хранятся в нескольких музеях и частных коллекциях. Помнят Песигина и как педагога. Долгое время он руководил изостудией в Советском районе, был одним из основателей художественной школы в Куйбышеве.
В конце шестидесятых годов по путевке обкома комсомола Песигин участвовал в творческих поездках по Сибири, после которых устраивались выставки в художественном музее. Он был членом легендарного ГМК-62 и участвовал в организации выставок молодых художников.
В 1989-1996 годах художник работал в издательстве "Волжская коммуна". Многие книги, которые издавались в то время, были проиллюстрированы его изящной графикой. Трудился он и в нашей газете. Занимался обработкой фотографий для печати с помощью ретуши, делал рисунки, а материал для них собирал в творческих командировках по области. Некоторые из газетных зарисовок потом превратились в отдельные произведения.
А еще Анатолий Песигин сочинял стихи и песни. Листы с его поэтическими строчками соседствуют с представленными на выставке картинами и графикой. И говорят о его творческом кредо. Вот, например:
- Пиши, как хочется, как можешь.
И если чувствуешь: так надо,
То не ищи ни в ком похожих.
Знай - в непохожести награда.
Твой труд - твой щит…
И пусть не каждый
В твоей работе видит толк.
Но ты легко вздохнешь однажды,
Узнав, что выполнил свой долг.
Как вспоминает Елена Малыгина, ее отец сочинял стихи не за письменным столом. Они приходили к нему во время прогулок, вместе с ритмом шагов.
Этот мастер поражал размахом и разнообразием своего творчества. Выпускник легендарного Пензенского художественного училища имени К. А. Савицкого, он был известен как автор выразительных графических и живописных работ. Особенно ему удавались портреты, которые отличались изысканными линиями и психологизмом. Несколько таких работ можно увидеть на выставке. Среди них и трогательный детский портрет дочери Елены.
В графике Песигин был мастером точного рисунка. Он стремился работать быстро, без ластика. А в своих картинах он часто был близок к "суровому стилю" - одному из самых интересных направлений советской живописи 50-60-х годов прошлого века. Это, например, хорошо заметно по картине Песигина "Северная деревня".
"Каждое лицо имеет свой ритм"
Дочь художника, Елена Малыгина, пошла по стопам отца. Выпускница Куйбышевского художественного училища и Московского художественно-промышленного института дизайна имени Строганова, она пишет картины и графику, занимается дизайном, преподает изобразительное искусство в Российском государственном университете туризма и сервиса. Она стала одним из организаторов и авторов программы детской дизайн-школы в Самаре. Отец многое сделал, чтобы привить ей языковую культуру, знание истории и искусства.
- Когда я была маленькая, он как-то мне сказал, - вспоминает Елена. - "Каждое лицо имеет свой ритм, свою мелодию, пластику".
Елена Малыгина с удовольствием делает иллюстрации к стихам. И, как отец, сочиняет их. Некоторые из этих стихотворных опытов представлены на выставке. Ее живопись и графика необыкновенно поэтичны и музыкальны. Об этом говорят и названия отдельных работ, представленных на выставке. Одна из них - "Музыкальные ассоциации". Силуэты скрипок здесь вплетаются в ритм ярких цветных вертикальных линий.
В своих живописных работах Малыгина во многом дизайнер, в них чувствуется декоративное начало. Например, в картине "Париж. Двое". Или в праздничном, брызжущем красками натюрморте "Большой букет". Глазами поэта Елена увидела историческую часть Самары, ее дворы, улицы, деревья. В экспозиции - несколько тихих красивых уголков старого города, запечатленных в красках и графике. Загадочный Дом Курлиной, дача Аннаева, Струковский сад. А картина "В гостях у белки" - это настоящая поэтическая сказка для детей.
В своей графике, сделанной тушью, Елена Малыгина часто обращается к условности. Отсеивает все незначительное, лишнее. Графика, считает она, сродни хорошим стихам. Ни одного случайного слова… Остается только суть.
- Я человек увлекающийся, - говорит Елена. - Попробовала горячий батик, гобелен, акрил, темперу. Но графика для меня все-таки главное искусство. Оно требует полной концентрации и точности руки. Хотя такую работу можно сделать очень быстро, буквально за секунды.
Выставка "Согласие. Созвучие" продлится до 26 августа.