sovainfo.ru

Куют ИТ-таланты: ученики сельских школ региона заявляют о себе на общероссийских научных конференциях

Совсем недавно школа в поселке Кинельский была малокомплектной с 96 воспитанниками, сегодня в ней учится 228 ребят. Успехи, которых достигают школьники в учебе, призовые места на всероссийских конкурсах побуждают родителей отдавать сюда детей даже из соседних населенных пунктов. А ребята, увлеченные ИТ-технологиями, создают обучающие приложения для смартфонов.


Директор школы поселка Кинельский Ирина Зиятдинова констатирует - за последние пять лет учебное заведение достигло высоких результатов в учебной и воспитательной работе. Причина - обновление технической базы и талантливые педагоги, умеющие раскрыть потенциал детей и заинтересовать их в учебе.

В 2021 году в школе первой в районе окрыли мини-технопарк "Квантум". Здесь в двух кабинетах расположились VR-квантум, IT- квантум, пространство робототехники, появились станок с числовым программным управлением и 3D-принтер. Воспитанники под руководством увлеченных наставников регулярно становятся победителями научно-практических конференций и всероссийских конкурсов, таких, например, как "Мы гордость Родины" и "Большие вызовы".

Приложение знаний

Ведущий специалист мини-технопарка, учитель математики и информатики Ксения Вдовина - один из педагогов школы, который раскрывает таланты кинельской детворы.

- Это уникальнейший человек, - говорит о ней директор школы. - Она сейчас аспирант, занимается и увлекается ИТ-технологиями. Постоянно принимает участие в различных конференциях, проводит мастер-классы на уровне округа и области, стала победителем конкурса молодых учителей.

Несмотря на молодость, Ксения Викторовна очень грамотно готовит ребят к государственной итоговой аттестации. Под руководством педагога в мини-технопарке занимаются тридцать квантум-воспитанников, некоторые из них погрузились в изобретение мобильных приложений. В их числе - восьмиклассник Александр Матюшин. Юноша - победитель нескольких конкурсов, его разработки уже получили официальные сертификаты, что дает право использовать их в учебной деятельности другим школьникам.

- Я делаю это для общества, чтобы моим сверстникам было понятнее изучать материал, - говорит Саша.

Среди его первых разработок - приложение LiteSkills по литературе.

- В современном мире есть проблема - школьники не читают книги. Задача приложения - преподнести литературу под другим углом, чтобы современным детям было интересно, - говорит школьник.

Другое его изобретение - мобильное приложение "Цифровая химия" - тоже способ современными средствами понять химию. В его первооснову положено интерактивное изучение таблицы Менделеева. В приложении можно проводить виртуальные химические эксперименты, проверять процесс вступления веществ в реакцию, устанавливать обратную связь с педагогом. На всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева разработку апробировали среди его участников - любителях химии. Но приложение рассчитано на детей и даже взрослых разного уровня знаний по химии. С ним можно изучать предмет и самостоятельно. Приложения сейчас дорабатывают, внедряют в него модуль контроля знаний, чтобы ребенок в режиме реального времени мог осуществлять самопроверку и самоконтроль разных тем из области химии.

Александр вполне осознает ценность такой внеурочной работы.

- Проектная деятельность полезна во всем. Это совершенный опыт выступления перед людьми, опыт изучения новых направлений, ведения разработок, составления проектной работы в текстовом формате, - говорит он, не забывая при этом и заслуг педагога. - Я очень благодарен своему руководителю Ксении Викторовне. Отдаю себе отчет, что за моими успехами стоит работа моих наставников - людей, которые верят и вкладываются в меня.

До появления кванториума в школе мальчик занимался в кружке. Открытие мини-технопарка воспринял с большой радостью:

- С его появлением сфера наших возможностей увеличилась: мы уже смогли работать на ноутбуках, в которых есть все языки программирования. Заниматься стало намного удобнее, - говорит школьник.

Профессия - путь освещать

Достижения учеников с радостью наблюдает и их наставник.

- Видеть успехи ребенка значительно отраднее, чем, например, видеть свой персональный успех, - говорит Ксения Вдовина. - Взрастить - задача родителей, а наша - воспитать и привить лучшие качества в процессе учебно-познавательной деятельности. Считаю, мне удалось это успешно реализовать. Как говорится, учитель - это факел, который сгорает, освещая путь другим. На данный момент я надеюсь, что хотя бы троим я путь осветила.

Стать учителем Ксения мечтала с четырех лет, давая первые уроки куклам. К семнадцати годам она утвердилась в выборе, а попав на педпрактику на третьем курсе университета, поняла, что выбор сделала верный и что ее "профессиональный путь, безусловно, состоится". Сейчас она активно занимается научной деятельностью, пишет кандидатскую диссертацию. Одна из задач исследования - выявить, как формируется математическая культура школьников. По мнению учителя, корреляция между математикой и ИТ-технологиями очень тесная. И те дети, кто проявляют повышенный интерес к математике, как правило, в 80 % из 100 демонстрируют высокие результаты в области программирования. Также педагог разрабатывает методы, которые помогают формировать математическую грамотность в условиях сельской школы. То, что сельские и городские школьники отличаются, она проверила на личном опыте. По наблюдениям педагога, в освоении знаний сельские дети более прилежны. К тому же менее пресыщены всевозможными развлечениями, поэтому с особым интересом изучают ИТ, их проще увлечь новыми возможностями.

- Например, когда на уроках в "Квантуме" я рассказывала детям, что, имея телефон на базе андроид и ноутбук с выходом в интернет, можно воплощать свои ИТ-идеи, для них это было полным инсайтом. А когда это же я говорила в городе, создалось впечатление, что ребята не придали информации особого значения, остались равнодушными. То есть сельских детей значительно больше можно удивить, нежели городских, - говорил учитель информатики.

Ксения стремится также привить подопечным и научный стиль общения. Она убеждена, педагог сам должен быть в этом примером, поскольку дети невольно копируют стиль его речи, манеру общения. Главные качества хорошего преподавателя, по ее мнению, - единство в системе требований к обучающимся и в стиле преподавания. Вместе с тем - исполнительность, поиск творческих идей и креативность - желание разнообразить преподавание новыми формами, чтобы поддерживать интерес детей к обучению, а не стремление оставаться в традиционных формах.

- Нужно нести свет, - убеждена Ксения. - Раньше педагог считался светочем, а это значит - он должен быть начитанным, эрудированным и демонстрировать это даже своим поведением, манерой общения.


поделиться: