sovainfo.ru

Еще не Горький: 16 марта исполнилось 153 года со дня рождения главного советского писателя

"Волжская коммуна" продолжает проект "Гений и место" (12+), посвященный выдающимся людям, связанным с нашим краем. Алексей Максимович Горький (тогда еще Пешков) жил в Самаре с 22 февраля 1895 года по 14 мая 1896-го. С тех пор в общественном сознании отношение и к самому писателю, и к его пребыванию в нашем городе не раз менялось.

Еще не Горький: 16 марта исполнилось 153 года со дня рождения главного советского писателя Фото: Андрей Савельев

Горьковский миф

Помню фильм из моего детства со странным, как тогда казалось, названием "Невероятный Иегудиил Хламида". Сценарий написал Александр Гладков. Тот самый, по чьей пьесе сняли "Гусарскую балладу". В этой кинокартине молодой литератор Алексей Пешков, приехавший в Самару, сонную и провинциальную, публикует один за другим обличительные фельетоны под псевдонимом Иегудиил Хламида. Он приобретает здесь врагов и друзей. Становится знаменитым писателем и уезжает в Москву.

В фильме 1969 года многое, конечно, было мифологизировано, как и во всем советском литературоведении по отношению к автору, назначенному советским писателем номер один. Согласно одной из легенд, он даже был причастен к марксистскому кружку, чего на самом деле не было.

Горьковский миф в нашем городе, как и по всей стране, внедрялся в народное сознание. Улица вдоль Волги, академический театр драмы, Загородный парк, мемориальный музей - все это связывалось с именем писателя.

На самом деле Самару он не любил, о чем много писали с тех пор, как это стало возможно. Впрочем, доказывать неприязнь классика к городу - ломиться в открытые двери. Сам он говорил: "Самара - город, преданный анафеме". Этим ощущением пропитаны его фельетоны в "Самарской газете".

Вот один из отрывков: "Прежде всего в Самаре бросается в глаза общий характер ее архитектуры. Тяжелые, без каких-либо украшений, тупые и как бы чем-то приплюснутые дома заставляют предположить, что и люди, живущие в них, тоже тупы, тяжелы и приплюснуты жизнью. Затем, всматриваясь в прохожих на улице, видишь, что большинство из них представляют собою субъектов, одетых в звериные шкуры, крытые темными сукнами, и что они обладают особого устройства носами, сразу останавливающими на себе взгляд внимательного наблюдателя. Нервная и подвижная конструкция этих носов, преимущественно больших, острых и всегда что-то озабоченно вынюхивающих, заставляет вас предположить, что вы имеете дело с млекопитающими из породы хищников... Особо алчный блеск глаз и острота взгляда поддерживают ваше предположение, и, присмотревшись к действиям и прислушавшись к разговорам сих субъектов, вы, к сожалению Вашему, убеждаетесь в своей правоте".

Насколько справедливы были эти и другие нелицеприятные высказывания классика? Разумеется, Самаре тогда было далеко до Москвы и Санкт-Петербурга. И даже до Нижнего Новгорода, откуда приехал Пешков. Но все же... Была тут среда интеллигентных людей, издавались газеты, работали театр, музыкально-драматическое общество, коммерческий клуб. Возможно, на язвительном тоне самарских фельетонов писателя сказалось состояние, в котором он находился в то время. В Нижнем были несчастная роковая любовь и попытка суицида.

Доктор филологических наук Михаил Перепелкин пояснил:

- Постоянной работы в Нижнем Новгороде у Алексея Максимовича не было. Зато были нервы. На фоне всего этого он спивался. Он погибал и понимал это. Владимир Короленко и адвокат Ланин решили помочь ему сменить обстановку - бросить "бабенку" и с "друганами" расстаться. Вот и устроили его в "Самарскую газету". Он никогда не думал здесь жить. Просто приехал сюда на заработки и переждать момент.

На фотографиях Алексея Пешкова самарского периода мы видим странного и какого-то угловатого на первый взгляд человека - "босяка" из народа в сапогах и с палкой. К нему тут многие и относились, как к чужому и непонятному человеку. С другой стороны, ему здесь покровительствовал известный адвокат Позерн, к которому Пешков, прибыв в Самару, пришел с рекомендательными письмами.

Михаил Перепелкин отметил: 

- Карл Карлович Позерн был адвокатом высшего эшелона. Он защищал интересы фон Вакано и вице-губернатора. Позерн организовал народные утренники для детей, любительский театр. У него был салон, куда приезжали все знаменитые гости. И Горький тоже бывал. Он там начал читать свои рассказы.

В Самаре Пешков познакомился с людьми, с которыми было о чем поговорить: юристом Яковом Тейтелем, литератором Степаном Скитальцем.

Сам Алексей Максимович потом говорил, что как писатель он родился именно в Самаре. Хотя свои знаменитые "Старуху Изергиль" и "Песню о Соколе" он написал не здесь, как многие думают, а раньше. Работая в "Самарской газете", он впервые смог опубликовать эти и многие другие произведения. Из-под его пера тут вышли рассказы "Бабушка Акулина", "Ма-аленькая", "Вывод", а также множество хлестких фельетонов. Возможно, газетная поденщина заставила начинающего писателя более пристально вглядываться в жизнь, замечать ее "мелочи", что потом пригодилось в литературном труде.

О театре он писал в том же фельетонном духе. Вот образчик: "В истекший сезон некоторые монстры, никому не известные как артисты, но вполне обладавшие смелостью, достаточной для того, чтобы изображать из себя артистов, переряжаясь в разнообразные костюмы и в них выступая перед публикой, произносили разные слова, из чего самарская публика несколько поспешно и с большим добродушием заключила, что это они "играют".

Может быть, эти самарские впечатления отложили отпечаток (по принципу "от противного") на дальнейшей судьбе Горького-драматурга, старавшегося избегать того, чтобы его герои походили на картонных персонажей.

Единственная официальная жена

Наверное, главное для писателя событие, случившееся в нашем городе, - это встреча с Екатериной Волжиной. Она, недавно окончившая первую женскую гимназию, в те годы работала корректором в "Самарской газете". Екатерина Павловна стала единственной женщиной, с которой Алексей Максимович обвенчался. Это произошло уже после его отъезда из Самары.

Писатель уехал не в Москву, как утверждалось в фильме, а сначала в Нижний Новгород, чтобы написать о местной ярмарке. Какое-то время влюбленные переписывались. В Самару Пешков вернулся на короткое время, чтобы обвенчаться с Волжиной. Это произошло 30 августа 1896 года в Вознесенском соборе на нынешней улице Степана Разина. Обряд проходил тайно, так как священникам было запрещено венчать людей, которые пытались покончить с собой. Тем же вечером молодожены уехали в Нижний.

В 1897-м на свет появился их первенец - сын Максим. Алексей Максимович обожал его, но внимания уделял мало. Вообще примерным семьянином писателя назвать было сложно, тем более что рождение сына совпало с началом всероссийской литературной славы. В 1901 году у Пешковых родилась дочь Катя, через пять лет она умерла от менингита. В 1903-м супруги расстались. Горький ушел к актрисе МХТ Марии Андреевой, но и после этого он переписывался и время от времени встречался с бывшей женой.

После смерти Горького Екатерина Пешкова работала в архивах писателя, помогала комплектовать музеи, которые открывали по всей стране. В Куйбышев она приезжала дважды - в конце 40-х годов и в 1958-м, на 90-летие Горького. Много лет Екатерина Павловна возглавляла Политический Красный Крест. Эта организация оказывала помощь политзаключенным и их родственникам.

Возвращения

После отъезда из Самары писатель посещал наши края эпизодически. Летом 1902-го он, страдающий туберкулезом, поправлял здоровье в кумысолечебнице. Уже став "литературным генералом", Горький побывал здесь проездом в 1934 году. Пообщался с местным писателями на пристани, но в город, так и оставшийся для него чужим, он не выходил.

Что осталось после Горького в Самаре? Несколько адресов, где он жил. В их числе улица Степана Разина, 126 (бывшая улица Вознесенская). Мемориальная табличка, установленная на здании, гласит: "В подвальной комнате этого дома в 1895 году жил великий пролетарский писатель Алексей Максимович Горький". В 1946-м тут открыли музей писателя, не сохранившийся до наших дней.

В литературном музее хранятся некоторые экспонаты, в том числе архив писем Екатерины Пешковой (Волжиной). Остались перемешанные с реальными историями легенды из жизни Иегудиила Хламиды, еще не ставшего Горьким, но находившегося в одном шаге от него. Время от времени об этом вспоминают на выставках в литмузее и "Горький Центре".


поделиться:

Новости