Воскресший из мертвых
Несколько десятков авторских работ, привезенных в Самару из Москвы, Ростова-на-Дону и Новороссийска, - лишь малая толика созданного Конюховым. Всего за годы творчества и путешествий он стал автором около трех тысяч произведений. Даже по тому, что представлено на выставке, можно судить о том, насколько разнообразно художественное творчество неутомимого "пилигрима". Выразительные бронзовые скульптуры (образ корабля и автопортрет в неизменной конюховской фуражке), изысканная литография, живописные портреты и пейзажи, созданные под впечатлением путешествий. Полярные льды, собаки в упряжках, горные вершины, океанские просторы, чайки, альбатросы, безграничное звездное небо. Нередко на картины выплескиваются яркие краски - желтые, синие, красные, и в них появляется что-то праздничное. Порою на живописных полотнах вырастают удивительные символы, фантазии. Таковы, например, насыщенные красками картины "Луна" и "Ангел с острова Гоф". Работы становятся не просто путевыми зарисовками, а размышлениями о мире, о ценностях, о душе человеческой. Есть тут картины ("Из последних сил", "На пределе возможностей"), которые можно назвать гимном силе человеческого духа, который противостоит разгулявшимся стихиям. Эти работы напоминают некоторые рассказы Джека Лондона. А еще - стихи Геннадия Шпаликова:
"Бывают крылья у художников,
Портных и железнодорожников,
Но лишь художники открыли,
Как прорастают эти крылья…"
Картины Конюхова наполнены птицами, небом, крылатыми ангелами. Многие работы сопровождаются авторскими пояснениями, помогающими погрузиться в творчество художника и путешественника. Из комментария к картине "Весла": "Я всегда говорю сам себе, когда мне кажется, что я устал: "Ты творишь обряд". Гребок за гребком и еще гребок меня приближают к любимой женщине и матери моих детей, так и должно к возлюбленной идти по камням, продираясь сквозь колючки, и тогда тебя будут встречать из такого плавания как чудо - ты похож на воскресшего из мертвых. Только с такими мыслями можно преодолевать океан, так возникает любовь".
Привет альбатросам!
Вчитываясь в тексты Конюхова, понимаешь, что он, несмотря на путешествия в одиночестве, не ощущает своей бесприютности в этом мире. Он для него живой. "Случается, к борту подходят киты или дельфины, - пишет художник в комментарии к картине "Три чайки и кит", - тогда я из гребца превращаюсь в собеседника и с ними спорю. Выбрав одного из этих животных, следую за ним как за своей звездой… Я один на весь океан. Общаюсь с альбатросами, всегда с ними здороваюсь. Только с каждым по-разному, в зависимости от того, как летит или как смотрит на меня птица. Кому говорю "привет", а кому - "доброе утро".
Порою какие-то надписи появляются прямо на холсте, вызывая в памяти творения мастеров лубка. Как, например, на картине "Красная чайка": "Поглядывая на небо, я продолжаю грести веслами".
Документальный фильм о Конюхове и написанные им книги, представленные на выставке ("Там, где видно Бога", "Палитра пилигрима", "Мой путь к мысу Горн"), дополняют впечатление об этом человеке, которое сумело вместить в себя так много из окружающего мира.
Сам автор, к сожалению, не смог приехать в Самару. Но прислал свое видеообращение, в котором, в частности, сказал:
- В вашем городе много моих друзей. Летчиков, альпинистов. Я с большим удовольствием передаю свои работы на выставку в ваш музей. Если вы увидите их и выйдете с хорошим настроением, для меня это будет радость. Мои картины были созданы или задуманы в экспедициях. Я всегда старался передать атмосферу моей жизни - в горах, на пути к Северному или Южному полюсу, или когда пересекал пустыню на верблюдах. Надеюсь, что еще приеду к вам в Самару в гости и мы встретимся...