Как рассказал sova.info
ректор Самарской духовной семинарии, протоиерей Максим Кокарев, в этот день вспоминают одно из важнейших евангельских событий: Тайную вечерю, на которой Иисус Христос омыл ноги своим ученикам, показав тем самым пример братской любви и смирения. Согласно Евангелию, на Тайной вечере Иисусом Христом был установлен обряд евхаристии - Святого причастия.
Во всех православных храмах церковные службы посвящаются воспоминаниям о земных страданиях Спасителя. Верующим необходимо прийти в храмы, исповедаться и причаститься. Также начинают печь куличи и красить яйца.
Как рассказывают историки, на Руси в Чистый четверг принято встать до восхода солнца и выкупаться - символически очиститься от грехов и суеты. Народная традиция в этот день со старины - очищение тела. Был обычай стричься в этот день. И в дальние села приходили цирюльники. Люди верили, что, отрезав волосы, избавятся от многих грехов.
В этот день мылись в бане, причем, как говорили, умыться и помыться идеально до восхода солнца - считается, что вода обладает целебными свойствами именно в ночь на Чистый четверг. По словам историков, люди верили и по сей день считают, что вода в этот день смывает накопившиеся грехи, как и на Крещение, дает здоровье и приносит удачу на весь год. Кроме того, при умывании в воду можно положить серебряное изделие - ложку, крестик или монетку. Считалось, что тогда человек сохранит свою красоту и здоровье. Часть верующих считает что это суеверие.
Вот что по этому поводу сказал настоятель самарского храма в честь святых благоверных князей Петра и Февронии протоиерей Сергий Жихарев:
- Строго сказать, это суеверие. Не хочется какого-то обидеть. В деревнях к этому очень трепетно подходят. Я когда в сельской местности исповедовал, причащал, то спрашивал, готовились ли люди к причастию, читали ли каноны, постились, исповедовались. Мне отвечали, что готовились, но при этом добавляли, что дрова нарубили, воду натаскали, баню натопили. Они таким образом готовятся к Пасхе, прибирают свое тело. Дух тоже стараются. Но если все переносить в Чистый четверг с духовного на телесное, то это все-таки будет не совсем правильно. Само название Чистый четверг произошло не о того, что в этот день все прибирались, отмывались и отпаривались. А потому, что вся Русь - от мала до велика, от крестьянина до великого князя - исповедовалась и причащалась. Это был настоящий, духовный Чистый четверг. Люди проходили, можно сказать, духовную баню.
При этом в Чистый четверг продолжали очищать дом, двор и огород. В первую очередь обновляли и мыли иконы и лампады. Потом тщательно мыли полы, стены, потолки избы. Люди говорили:
- Если в Чистый четверг вымоешься и вымоешь, весь год чистота в избе водиться будет.
После уборки, проведенной в этот день, в домах не убирали до Пасхи, чтобы "не засорить глаза лежащему во гробе Христу". По словам историков, в этот день перемывали всю посуду в доме, а молочные крынки еще и окуривали женскими волосами, объясняя важность этого занятия тем, что посуда осквернена прикосновением Иуды-предателя.
На Руси в этот день перестирывали всю одежду, постельное белье, скатерти, занавески и полотенца. Все выносилось на просушку во двор, а семья в ночь с четверга на пятницу ложилась спать на гороховой соломе.
Необходимость уборки в Чистый четверг люди объясняли еще и тем, что празднику Воскресения Христова радуются не только люди и природа, но и животные, и каждая вещь, и предмет.
