sovainfo.ru

Автоюристы vs страховые: самарские эксперты и водители рассказали о мошенничестве с ОСАГО

Согласно статистике Всероссийского союза страховщиков (ВСС), последние 3 года доля мошенничества в автостраховании достаточно высокая и стабильно удерживается в районе 87-89 % от общего количества заявлений по всем видам страхования.


Только за первое полугодие 2021 года страховыми компаниями Приволжского федерального округа (ПФО), куда входит Самарская область, было направлено в правоохранительные органы 806 заявлений (возбуждено 85 уголовных дел) по факту мошенничества в ОСАГО и каско на общую сумму ущерба 247 млн руб.

Практически каждый автовладелец хоть раз попадал в ДТП. Иногда граждане не хотят лично обращаться в страховую компанию за возмещением ущерба или ремонтом автомобиля и, чтобы снять с себя лишний груз, прибегают к услугам автоюристов, что далеко не всегда приводит к ожидаемым результатам. На рынке правовых услуг ведут деятельность так называемые черные юристы, цель которых далека от возмещения ущерба автовладельцам. Журналист sova.info поговорила с юристами, полицейскими и водителями, которые не понаслышке знают, к чему ведет оформление договоров цессии. Именно с помощью этого документа пострадавшие автовладельцы передают свои права на требование возмещения ущерба в ДТП не всегда добросовестным людям.

Выжидают ДТП

Некоторые автоюристы, узнав по своим каналам об аварии, отправляются на место происшествия. Там они предлагают владельцу авто заключить договор цессии, который, по сути, предусматривает переуступку прав требования возмещения ущерба, а взамен предлагают дать пострадавшему некую якобы достаточную для ремонта автомобиля сумму без лишней бумажной волокиты. Так, человек вместо обращения в страховую получает деньги от автоюриста, а тот в свою очередь - право "потрясти" страховщиков.

Схема, казалось бы, прозрачна, но есть и подводные камни. Если договор составлял юрист с намерением получить только свою выгоду, в дальнейшем проблем избежать будет сложно.

Водители рискуют остаться у разбитого корыта

Недобросовестные автоюристы стали заключать, кроме договора цессии, еще и доверенность от автовладельца, которая позволяет им в частности взаимодействовать со страховой компанией и в суде от его лица. Человек передает юристу право действовать вместо него, в том числе по доверенности получать страховую выплату, и остается у разбитого корыта.

Яркий пример произошел с автовладельцем в Липецкой области. Мужчина попал в ДТП. Внезапно перед ним нарисовался "автоюрист" и уговорил попавшего в аварию переуступить ему право требования (договор цессии). По его словам, это избавляет пострадавшего от необходимости обращаться в страховую и в суд. "Автоюрист" вместе с пакетом документов дал автовладельцу на подпись договор цессии со странным функционалом. Машину осмотрели, бумаги подписали. В тот же день приехал эвакуатор и увез авто в сервис на оценку скрытых повреждений. Спустя время мужчина получил уведомление из налоговой с требованием уплатить налог в размере 80 тысяч. Так он узнал, что "автоюрист" получил со страховой компании деньги на ремонт автомобиля. Но он, понятно, так и не начался.

Таким образом, страховые юристы не рекомендуют заключать на скорую руку никакие договоры и внимательно читать, что вам дают на подпись. Наказать за нарушение сроков и плохой ремонт посредников будет сложно, а вот страховая компания несет такую ответственность по закону.

"Пользуются стрессовым состоянием"

Татьяна Зимина, директор филиала российской страховой компании в Самарской области, рассказала, что заставляет водителей прибегать к помощи автоюристов:

- Как правило, недобросовестные автоюристы пользуются стрессовым состоянием участника ДТП. Они рассказывают о сложной, длительной и нечестной схеме урегулирования убытка, где клиента обязательно обманут. Такие злоумышленники уверяют, что автовладельцу необязательно тратить время и силы на спор со страховой компанией, ведь они готовы взять эти обязанности на себя и выплатить компенсацию пострадавшему на месте. Однако в итоге оказывается, что автовладельцы   
получают гораздо меньшие выплаты, чем те, на которые могли бы рассчитывать официально, а также остаются абсолютно не защищенными в юридическом плане.

По ее словам, если автовладелец не согласен с суммой компенсации от страховой, он всегда может рассчитывать на быстрое, качественное и справедливое рассмотрение его требования финансовым омбудсменом. Он, как третья сторона, оценит материалы дела, которое обычно рассматривается в течение 15 дней, и вынесет соответствующее решение. Руководитель самарского филиала уточняет, что финансовый омбудсмен - институт, созданный в интересах добросовестных страхователей и для защиты их прав.
- Важно отметить, что, передавая право требования посреднику (автоюристу), автовладелец лишается возможности обратиться к финомбудсмену, а затем и в суд.
Водители рискуют "попасть" на оплату судебных издержек

Татьяна Зимина говорит, что недобросовестные автоюристы без экспертиз и реальной оценки повреждений называют приблизительную сумму компенсации и тут же выдают ее пострадавшему прямо на месте аварии. В результате этого автовладелец получает минимальную выплату за ДТП на руки, а основная часть компенсации, стребованная со страховой компании, оседает в карманах злоумышленников.
- По данным нашей страховой компании, водители, которые заключили так называемый договор цессии, получают лишь 50-60 % от выплат, которые они могли бы получить официально от страховой компании. Дело передается в суд, и в случае победы автоюриста и получения им выплаты, в два-три раза превышающей ту, что передана потерпевшему, владельцу машины предстоит заплатить налог 13 % от суммы штрафов и пеней, которую потребовали недобросовестные посредники со страховщика. Об этом мы рекомендуем своим клиентам задуматься, прежде чем подписывать с автоюристами какие-либо договоры цессии или даже просто доверенности и расписки.
При этом, если человек по каким-то своим соображениям все же хочет прибегнуть к помощи автоюриста, Татьяна Зимина рекомендует не передавать на месте ДТП им свои права требования, так как в таких случаях слишком велика вероятность стать жертвой злоумышленников. А еще важно не сообщать никому, кроме официальных представителей компании - страховщика и полиции, номер своего полиса. Им могут воспользоваться мошенники.
- В случае ДТП и сомнений в собственной виновности не признавайте своей вины до приезда ГИБДД или аварийного комиссара. Если вам предлагают на месте оформить договор цессии (переуступку прав или подписать доверенность на представление своих интересов, или просто оказать
помощь), знайте, что вы можете потерять часть полагающегося вам возмещения. Если вы передали информацию по автомобилю, по ДТП, в том числе данные по страховому полису, не доверенному лицу, существует вероятность оформления несуществующих ДТП, где вы будете признаны виновником. Это приведет в последующем к значительному росту стоимости страховки ОСАГО.
"Готова была подписаться под всем"

Светлане Березновой из Самары повезло вовремя получить совет и не попасться на удочку лжеюриста:
- Я попала в небольшое ДТП. К счастью, обошлось без травм, но обе машины получили повреждения. Я позвонила в ГИБДД, и буквально через 10 минут на месте аварии появился мужчина, неразборчиво назвал компанию, где якобы работает автоюристом. Я была напугана - стаж вождения небольшой, да и сама догнала машину. В общем, готова была подписаться под любым документом, лишь бы решили вопрос. Хорошо, что второй участник ДТП оказался более опытным водителем и отговорил. Мол, сначала в страховую обратись, пусть там посчитают ущерб. Он сразу заметил, что "юрист" подозрительный - видимо, по своим каналам как-то узнал об аварии и примчался нажиться.


Мошенничество или недобросовестность?

Чтобы более детально разобраться в правовых аспектах, sova.info обратилась к замначальника отдела Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Самарской области Марату Халикову.

- Мониторинг обстановки показывает, что на территории Самарской области стало меньше мошенничества в сфере ОСАГО. В связи с изменением законодательства в правилах возмещения ущерба по ОСАГО (ремонт авто на СТО) уровень мошенничества снизился, так как преступник уже больше не видит "живых" денег.
Куда более активно злоумышленники пытаются "прокормиться" за счет подставных и несуществующих ДТП. Так, в 2021 году сотрудники ГУ МВД России по Самарской области направили в суд 13-эпизодное уголовное дело группы людей, которых заподозрили в мошенничестве. По версии следствия, они оформляли липовые документы на фиктивные ДТП, чтобы получить незаконные страховые выплаты.

По еще одному громкому делу приговор вынесли в мае 2020 года. С 2014 по 2016 год группировка из 13 человек промышляла на территории Самарской области. Они занимались так называемым страховым мошенничеством.

Но и на этом происки любителей нечестной наживы не заканчиваются. Еще один вид преступлений на дорогах - подставные ДТП.

Сотрудник уголовного розыска отмечает:
- Такие виды мошенничества, как якобы сбил человека, у нас за 5 лет были два раза. Например, когда под машину кидают банку или кусок мыла, чтобы был звук, какой-то стук. Автовладелец посмотрит - ничего не увидит. А потом подъезжают мошенники и говорят, что он сбил человека. Испуганный водитель начинает возмещать "ущерб" на месте - за сломанную руку или очень дорогие часы, телефон. Здесь нужно вызывать полицию, не разговаривать с мошенником, ничего ему не объяснять и не оправдываться. На все претензии предлагать решить вопрос по закону. Скорее всего, "пострадавший" исчезнет еще до приезда полиции. Если при подставном ДТП вашу машину подрезают и резко тормозят - не паниковать, не платить деньги и искать свидетелей. Вызывать полицию и не верить в сказки мошенников про нестраховой случай.