Вазовская история на самарской земле началась в 1966 году. Из множества городов-претендентов, находящихся в том числе и в союзных республиках, Правительство страны выбрало Тольятти в качестве площадки для строительства завода по производству легковых автомобилей.
Фото: экспозиция в Музее АО "АВТОВАЗ"
Почему именно Тольятти? Факторов в пользу города в Куйбышевской области было несколько. Прежде всего, это равнинная местность и близость крупной реки (в дальнейшем оборудование поступало на завод именно по Волге). Важным оказалось наличие большой организации "Куйбышевгидрострой", созданной для строительства Жигулёвской ГЭС.
Конечно, сыграло на руку итальянское происхождение названия Тольятти. Ко времени начала строительства завода в январе 1967-го город всего 2,5 года носил имя лидера итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти. Ставрополь сменил название 28 августа 1964 года - через неделю после смерти итальянца. Вслед за его именем в городе уже в 1970-м появились прототипы итальянских авто - советский внешторг заключил соглашение на разработку легковых автомобилей с компанией Fiat.
Итальянцы предоставили нашим инженерам проект завода (по образцу построенного в Турине) и модели автомобилей. В качестве первых выбрали машины комплектации "норма" с кузовами седан (ВАЗ-2101) и универсал (ВАЗ-2102), а также автомобиль "люкс" (ВАЗ-2103). Прототипом "копейки" стал Fiat 124, получивший в 1967 году титул "Автомобиль года".
Несмотря на заслуги Fiat 124, его нужно было дорабатывать и приспосабливать к нашим климатическим и дорожным условиям. Инженеры завода внесли более 800 технических изменений в итальянскую конструкцию, чтобы получились "Жигули", способные ездить по нашим дорогам.
Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 собрали в апреле 1970 года. Главный конвейер запустили в августе. До конца года в Тольятти собрали 21 530 машин, в 1971-м - больше 170 тысяч, в 1973-м - почти 400 тысяч. На проектную мощность завод вышел в 1974 году.
Фото: предоставлено музем АО "АВТОВАЗ"
Предприятие выпускало 660 тысяч автомобилей в год. ВАЗ-2101 стоил довольно дорого - 5500 рублей (при средней зарплате 120 рублей).
С момента выпуска этой модели в 1970 году тольяттинцы стали называть ее "единичкой" - по заводскому индексу. Уже в конце 1980-х годов, когда ВАЗ-2101 перестал считаться престижным, приклеилось прозвище "копейка".
Первую модификацию этой машины выпускали 12 лет - с 1970-го по 1982-й. Если суммировать все модификации, то до 1988-го с конвейера Волжского автозавода сошли 4,8 млн штук. Это была надежная машина – ее до сих пор можно увидеть на улицах российских городов (причем в неплохом визуальном состоянии).
В музее предприятия сохранились одни из первых автомобилей серийной сборки. Все они стали экспонатами после долгих лет эксплуатации. В обмен на раритеты владельцы получили новые вазовские машины.
Фото: Татьяна Петунина
20 июля все желающие могут посетить музей АО "АВТОВАЗ" бесплатно. Здесь посетителей ждут викторины с призами и автографы пилотов команды "ЛАДА спорт".
В рамках проекта "Арт-среда" праздничные программы пройдут в сквере 50-летия выпуска первого автомобиля ВАЗ и в сквере им. Жилкина (начало в 17:00), сообщает администрация города.
Как отметил президент АО "АВТОВАЗ" Максим Соколов, все это время предприятие гремело на всю страну, сначала поражая всех строительными темпами и масштабом, а затем выпуская самые родные для каждого из нас авто.
- "Жигули" и LADA. Более 30 миллионов выпущенных автомобилей – в каждом из них труд, внимание и, не постесняюсь этого слова, любовь наших работников, желание сделать по-настоящему классный автомобиль. Такой подход к работе мы сохраняем и сегодня, в непростой для завода период.