Отрасль здравоохранения Самарской области остается в режиме повышенной готовности. Когда регион сможет вернуться к привычной жизни и почему это зависит от каждого из нас? Как пандемия новой коронавирусной инфекции скорректировала курс развития отрасли? Об этом, а также о медицинском туризме после снятия ограничений рассказал в интервью "Волжской коммуне" министр здравоохранения области Армен Бенян.
Фото: Ирина Бойкина
По материалам "Волжской коммуны"
Новое оборудование и здания
- Трудно не заметить перемены, которые происходят в отрасли здравоохранения в последние три года. Расскажите, что будет сделано в этом году по профильному национальному проекту и другим программам?
- По национальному проекту "Здравоохранение" в 2021 году будет продолжено оснащение онкологических больниц, сосудистых отделений. Будут закуплены новые УЗИ- и рентген-аппараты, а также аппаратура и оборудование для реабилитации.
Мы делаем на этом акцент, поскольку реабилитация является значимым фактором в вопросе увеличения продолжительности жизни населения. Она нужна практически после каждого серьезного заболевания - инфаркта, инсульта, коронавирусной инфекции и других. Активную работу в этом направлении мы начали в октябре прошлого года, когда организовали реабилитацию пациентов, перенесших COVID-19, на базе самарских санаториев. Более того, мы начали использовать технологии удаленного доступа для проведения реабилитационных мероприятий. Это одно из направлений телемедицины, которое будем развивать в ближайшие годы.
- Планируется строительство крупных медицинских объектов?
- По федеральной программе развития детского здравоохранения в этом году начнется строительство 100-коечного корпуса областной детской инфекционной больницы. Этот проект наряду со стройкой, которая сейчас идет в Сызрани, - там на базе городской больницы № 2 уже возводится 100-коечный инфекционный корпус, - позволил сделать прорыв в развитии инфекционной службы впервые за много лет.
По программе модернизации первичного звена, которая стартовала в этом году, будет создано несколько поликлиник. Из ближайших проектов - строительство в Волгаре и реконструкция в Кинеле. По этой же программе будут строиться новые фельдшерско-акушерские пункты и, что является новым для системы, начнется возведение приемно-диагностических отделений. В этом году их начнут строить на площадке Красноярской и Сергиевской центральных районных больниц. Приемно-диагностические отделения позволят одновременно принимать большое количество пациентов в одном месте, проводить их сортировку, диагностику и только потом переводить в лечебные корпуса. Кроме того, пока мы продолжаем жить в эпоху эпидемии, на их площадке будут созданы так называемые провизорные койки, где пациенты с температурой или с подозрением на новую инфекцию будут находиться в изоляции. После обследования их будут переводить либо в инфекционный стационар, либо в обычные соматические отделения.
Первичная и скорая помощь
- Какие вопросы развития системы здравоохранения требуют наиболее оперативного решения?
- Самые острые вопросы сейчас - это развитие, улучшение первичного, амбулаторно-поликлинического звена и службы скорой помощи. Здесь необходима, и она реализуется, программа по поддержке врачей первичного звена, скорой помощи, фельдшеров, медицинских сестер. Мы планомерно увеличиваем количество бригад скорой на территории области. С октября 2020 года их число выросло почти на 25. Это большая системная работа, которую мы будем продолжать.
Сейчас нам важно приблизить все ресурсы медицинской помощи к населению. Нам важно, чтобы скорая помощь быстрее приезжала на вызов и оперативнее отвозила пациента в больницу при необходимости. Если у человека нет острых и жизнеугрожающих состояний, а ему требуются плановый поликлинический осмотр, диагностика и наблюдение, нам важно, чтобы человек как можно меньше времени тратил на то, чтобы дойти до нужного врача и получить нужное обследование. Можно сказать, что сейчас это задачи номер один в плане организации медицинской помощи.
- Насколько остро стоит вопрос, который поднял губернатор Дмитрий Игоревич Азаров, - нехватка коечного фонда?
- Сокращение коечного фонда в прошлые годы проявилось определенным дефицитом в эпоху пандемии. Для того чтобы в том числе этот дефицит нивелировать, строятся две большие больницы - на 100 коек в Сызрани и на 100 коек в Самаре. В будущем, а я надеюсь, что это будет уже в ближайшем будущем, все инфекционные больные должны быть сосредоточены в профильных учреждениях.
Большое количество больных и сама пандемия привели к тому, что мы за короткое время превратили обычные соматические койки в инфекционные. Но когда инфекцию удастся локализовать и сосредоточить в профильных больницах, все эти койки, безусловно, вернутся в штатный режим работы.
А вот чтобы в системе хватало и тех и других, по решению губернатора в Самаре и Тольятти возводятся два модульных приемно-диагностических корпуса с провизорными койками. В сумме это даст еще 140 коек системе оказания помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией.
Кроме того, в прошлом году на территории психиатрической больницы на площадке двух модульных корпусов было построено противотуберкулезное отделение для пациентов с психиатрическими заболеваниями, а это еще 70 коек в системе.
В настоящее время мы всерьез занимаемся вопросами оценки формата существующих коек, эффективности их работы и перераспределения потоков пациентов.
Почему важна вакцинация
- Насколько вы, как министр, как специалист отрасли, удовлетворены качеством оказания медицинской помощи в Самарской области по итогам прошлого года?
- Любая оценка итогов прошлого года будет субъективной, потому что мы действительно столкнулись с чрезвычайным вызовом. Те усилия, которые мы предпринимали и предпринимаем для того, чтобы принять этот вызов, противостоять ему, являются беспрецедентными. Тем не менее, к сожалению, за прошлый год мы отметили рост смертности по региону. Он, безусловно, был связан в первую очередь с самой коронавирусной инфекцией и с теми последствиями, которые она вызывала у пациентов.
В то же время могу сказать, что ни один человек из системы не работал спустя рукава. Все трудились в состоянии максимального напряжения. Да, сталкивались с осложнениями, с ситуациями, в которых никогда ранее не бывали. Но при этом на каждый вызов, на каждую задачу находили решение, претворяли его в жизнь и за счет этого избегали еще более негативных последствий.
- Можете дать прогноз на этот год? Стоит рассчитывать на улучшение эпидемической ситуации?
- Эпидемия сохраняется, и она будет еще неопределенный промежуток времени. Только выполнение противоэпидемических мероприятий позволит нам справиться с ней. Это ношение масок, соблюдение дистанции, самоизоляция лиц с факторами риска, граждан старшего возраста и, конечно, такой своевременный и важнейший ресурс, как вакцинация.
Человечество сейчас живет во многом благодаря тому, что в свое время появилась вакцинация. Если бы этот метод не был изобретен и применен, то сейчас всех нас могло бы просто не быть. Крупнейшие эпидемии чумы, гриппа, оспы, холеры уносили миллионы жизней, и только благодаря появлению, изучению и пониманию методов вакцинации удалось остановить многие заболевания, о которых нынешние поколения даже не знают. Именно вакцинация позволит нам остановить и новую коронавирусную инфекцию.
Но нужно отдавать себе отчет в двух вещах. Первое - понимать, что вакцина эффективна, но, к сожалению, она не решает до конца вопросы полной безопасности. Если человек сделал укол, это не значит, что он должен снять маску и пуститься во все тяжкие. Ни в коем случае. Защитит только сочетание этих мероприятий. И второй важный момент - большинство существующих вакцин так или иначе подразумевают регулярность. Некоторые при редких заболеваниях делают раз в десять лет. Другие, как, например, от гриппа, обновляют каждый год в зависимости от того, как мутирует вирус. Представление о новой коронавирусной инфекции схоже с представлениями о гриппе. Надо понимать, что вакцина от COVID-19 эффективна, но со временем ее эффективность может снижаться. Соответственно, просто нужно будет сделать новую прививку. Но оно того стоит.
Курс на развитие
- В последнее время часто звучит тема медицинского туризма. Как вы оцениваете потенциал региона в этом вопросе?
- Потенциал у Самарской области большой. В первую очередь это объясняется высоким уровнем медицинской помощи. Второй фактор - это репутация региона, хорошая слава о нем, о медицинских школах, которые существуют у нас много лет. У губернии удачное географическое расположение - мы находимся фактически в центре России. Рядом есть несколько иностранных государств. Кроме того, многонациональность, многоконфессиональность Самары и местное дружелюбие притягивают людей. Молва идет, и к нам приезжают. Технологии, которые применяются в регионе при оказании специализированной помощи, позволяют выполнять на должном уровне все без исключения процедуры и операции из арсенала медицины всего мира.
В вопросе развития медицинского туризма мы ставим перед собой цель обеспечить людям, которые выберут Самару как площадку для поправки своего здоровья, полное сопровождение - с момента первого звонка до выписки из стационара и проводов на родину. Это технологически сложный процесс, требуются изменения нормативно-правовой базы и другие мероприятия. Мы к этому идем. В настоящее время прорабатываем вариант создания медицинского оператора туризма, который возьмет на себя все организационные вопросы: трансфер, сопровождение, страхование, оплату медицинских услуг и так далее.
- Мы можем предложить гостям города какие-то уникальные услуги?
- Медицинский туризм базируется на двух составляющих. Первая - это уникальность, вторая - доступная цена. Из менее развитых стран к нам едут за технологиями. И да, действительно у нас экспертный уровень травматологии, ортопедии, кардиохирургии, онкологии. А из развитых стран с большим уровнем достатка к нам могут приезжать за доступными услугами при высоком качестве оказания помощи.
Я рассчитываю, что по мере снижения уровня эпидемии, а, естественно, она стала основным ограничивающим, сдерживающим фактором, объемы и масштабы медицинского туризма Самарской области начнут ежегодно увеличиваться.