По мнению экспертов, зачастую мошенники стараются выглядеть убедительно, поэтому не всегда по телефону получится почувствовать подвох. Однако есть маркеры, по которым возможно определить обман.
Эксперты перечислили 10 основных признаков того, что человек общается с мошенником:
1. Запутанная история
Цель мошенников - узнать секретную информацию о банковской карте, поэтому они будут рассказывать всевозможные легенды. Обычно все сводится к тому, что они вынуждают продиктовать код подтверждения из СМС или CVC-код.
2. Разные виды принуждений
Мошенники вынуждают быстро принимать решение. Например, фразой "акция только один день". Или к предоплате по карте, чтобы "забронировать товар". В таком случае сумму чаще просят незначительную, чтобы не спугнуть человека раньше времени.
3. Провокации
В этом случае обычный человек звонит по объявлению, но никто не отвечает. А после звонка со счета списывается значительная сумма. Сюда же относится схема с наследством, когда пишет якобы адвокат и сообщает, что умер дальний родственник. А позже он предлагает оформить наследство, для которого нужны данные банковского счёта, копия паспорта и оплата некоторых излишек (фишинговая ссылка прилагается).
4. Угрозы
Мошенник может угрожать арестом, иском в суд, обнародованием личной информации, если не согласятся на его требования. Также сюда относится спасение денег срочным переводом по реквизитам неизвестного (иначе все счета заблокируют).
5. Плохо оформленный профиль
Нужно обратить внимание на фотографии, отзывы, количество подписчиков. Часто мошенники пишут с фейковых аккаунтов. Обычно там нет никаких данных, аватарки и мало друзей.
6. Грамматические ошибки
Оппонент в переписке коверкает слова, неправильно строит предложения, не ставит знаки препинания - к тому стоит отнестись с подозрением.
7. Уклончивые ответы
На прямые вопросы мошенники отвечают сложными фразами. Например, "информация заблокирована во избежание несанкционированных действий".
8. Упоминания МВД и ЦБ
Зачастую мошенники представляются сотрудниками прокуратуры, Банка России или Центробанка. Однако ЦБ не работает с физлицами и не подаёт заявления в правоохранительные органы без инициативы клиентов банка.
9. Большие обещания
Мошенник представляется брокером, инвестиционным советником, владельцем бутика и обещает сказочный доход без усилий, огромные скидки или сотни процентов годовых. А людям постарше звонят из "социального фонда" и предлагают большие выплаты.
10. Ссылки
Аферисты уводят беседу в мессенджеры, чтобы было легче подослать фишинговые ссылки. Особенно, если человек что-то продаёт на сайте объявлений.
Специалисты предупреждают, что единственная информация, которая может понадобиться покупателю, - 16 цифр вашей банковской карты, которые написаны на ее лицевой стороне. Просьба продиктовать другие данные - скорее всего, мошенничество.
О том, как возможно стереть свой номер из базы телефонных мошенников, недавно рассказал эксперт по кибербезопасности.