Чтобы отправиться в путешествие на Крайний Север, сегодня не обязательно иметь капитал и ледокольное судно, а также обладать знаниями и навыками опытного полярника, как во времена знаменитых покорителей Арктики Семена Челюскина, Харитона Лаптева и Отто Шмидта. Северную экспедицию в XXI веке можно организовать с помощью подручных средств и не располагая крупными суммами. Например, купить недорогой автомобиль и отправиться вскладчину дружной компанией по зимникам в Арктику. Именно так и поступил известный самарский путешественник Алексей Жирухин. В День Арктики, который ежегодно отмечается в России 28 февраля, он рассказал о своих приключениях в рубрике sovainfo.ru "НЕдиванная аналитика".
Путешествовать на всем и везде
Когда мы решили поехать в Арктику на старом авто, меня многие спрашивали: зачем. Цель этого марш-броска мы определили очень просто: показать, что путешествовать можно на всём, везде и недорого! Да вообще вся эта поездка у нас с первого дня пошла под девизом "Вперёд, к приключениям!". Но бюджетно и без пафоса.
Фото: Алексей Жирухин
"Москвич" мы купили в Челябинске в январе. Машина 1981 года выпуска – автомобилю 42 года и он на ходу. Сначала нам предстояло добраться с Урала в Москву (это 2 тысячи километров). Затем в Тверь с проездом через родную Самару – в Новый Уренгой (еще 4 тысячи километров). На край света мы направились вдвоем с другом, но в пути к нам присоединились еще двое. Итого – нужно было проехать 6 тысяч километров, причем 1000 км по зимникам (иногда труднопроходимым). Расчетное время – почти три недели.
По пути обещали 40-градусные морозы. Мы, конечно, подготовились: надели теплую одежду, для ног припасли картонные коробки, чтобы не задувало. Но подкачало само наше транспортное средство.
Иными словам, все наши опасения сбылись: "Москвич" решил постоянно ломаться. С утра до вечера что-то происходило: печка, зарядка, колесо, полуось, трамблёр, фары, карбюратор, спинка переднего сиденья, форточка, тросик капота, дворники. И так по кругу.
Фото: Алексей Жирухин
Преодолевать путевые бедствия помогали юмор и отличная компания. Отвалилась, к примеру, педаль сцепления и торчит вверх - можно на ходу почесать коленку. Или происходит подача газов с сапуна через рулевую колонку в салон. Да специально захочешь так сделать, не получится!
Открыты всем ветрам
Став пассажирами "Москвича", мы быстро выяснили, что печка работает через раз, салон весь в дырах, рулевое болтается и машину приходится ловить по всей дороге. Да что говорить, в машине даже запаски не было! Ее уже купили по дороге. Починили и развалившиеся от старости ступичные подшипники. Чудом не потеряли колеса на дороге.
Уплотнители дверей от старости разрушились - в машину постоянно задувал холодный ветер, и это при морозах ниже -30 градусов. В какой-то момент отказала печка - оказалось, что предохранитель выпадал из разбитого гнезда.
С первого дня пути в "Москвиче" протекал бак. А потом к течи бака добавилось еще две - бензонасоса и карбюратора. И если мы долго ехали без остановки, то от запаха бензина изменялось восприятие мира. Приходилось на ходу опускать окна и ловить свежий воздух.
По пути с двигателя слетел провод, сигнализирующий падение уровня масла. И по иронии судьбы замерз сапун, масло выкинуло, и мы этот момент не увидели. Итог закономерен: двигатель застучал. Еле-еле добрались до Москвы.
И в таком виде выкатились на Красную площадь. Сказать, что гуляющий на площади народ был в шоке — ничего не сказать. До Твери мы так и не доехали: все же двигатель заглох.
Прямиком на Север
Чтобы отправиться на "Москвиче" дальше на Север, пришлось отремонтировать застучавший двигатель. На подготовку практически не потратились - что было, с тем и поехали. Главное - показать, что в любое путешествие можно отправиться достаточно бюджетно. Самой большой тратой оказалась покупка валенок.
План маршрута был таков: Тверь - Ярославль - Кострома - Киров - Пермь - Югорск - Берёзов - Игрим - Салехард - Новый Уренгой.
Фото: Алексей Жирухин
Вроде бы просто, но с первых же дней сложность оказалась в том, что мы выехали сразу после капремонта. Поэтому отваливающиеся лишние детали появились с первых километров.
Одна только битва с карбюратором нам чего стоила! Машина стреляла, чихала, дёргалась и тряслась. И только в Перми, благодаря местному чародею-карбюраторщику, который долго шаманил и колдовал под капотом, удалось решить проблему.
Под Чусовым на нас напал гаишник. Выдернул из потока и начал искать повод, как бы прервать наше путешествие. Ну или хотя бы наказать нас рублём по какой-нибудь причине.
По дороге у "Москвича" периодически отказывали и отваливались разные детали. То печка откажет, то бензонасос, то форточка выпадет. Удивительно, но помогала простая сборка-разборка, и всё опять странным образом начинало работать.
Дальше мы вышли на зимник. Путь стал гораздо труднее, а по прогнозу ближайшие дни обещали усиление ветра и метель. Мы знали: зимник точно заметёт и точно будет нелегко. Но отступать некуда, да и лопаты под рукой.
- Вы там не проедете. Езжайте в объезд. Здесь только для полного привода, - сказали нам на выезде на зимник.
И зачем они это сказали? У всех тут же загорелись глаза - мы, не раздумывая, рванули по этой дороге. Удивительно, но добрались до конечной точки – чудом каким-то.
Фото: Алексей Жирухин
Несмотря ни на что, именно эта поездка стала самым незабываемым путешествием в моей жизни. Мы добрались до Салехарда и пересекли полярный круг, а наш "Москвич" стал первым, кто в XXI веке доехал туда зимой по зимникам! В процессе поездки мы снимали фильм и покажем его на канале "Путешествия со смыслом".
В этом году планируем еще одну северную экспедицию: покажем летнюю Арктику.
Еще больше новостей в наших соцсетях!
Читайте, обсуждайте, подписывайтесь.