Известный самарский тревел-блогер Алексей Жирухин поделился своими открытиями областной столицы, которая, по его словам, каждый раз способна удивить. На самом деле застать Алексея в Самаре не так просто, потому что он всегда в своих "Путешествиях со смыслом" (так называется его блог с путевыми заметками). Тем интереснее взгляд человека на родной город, после поездок по 50 странам мира и тура длиной в половину России, когда позади остаются десятки тысяч километров асфальта, бездорожья и зимника. Алексей говорит: если вам кажется, что я слишком многое себе позволяю, возможно, вы просто слишком во многом себе отказываете. Он рассказал порталу sova.info, почему Самара считается космической столицей России и почему в центре города поставили ракету.
Самара - космос
Когда живешь в своем родном городе, то какие-то вещи кажутся само собой разумеющимися, например, для меня вполне давно известно, что Самара у нас известна как космическая столица, но оказывается, об этом знают далеко не все. Я очень редко пишу о своем городе, но решил посвятить этой теме отдельный пост.
Мне довелось побывать на программе "Давай поженимся", где каждая невеста готовит свой сюрприз. Самая первая решила принести на шоу тюбики космической еды и комбинезоны астронавтов. По ее задумке, я должен был пробовать еду из каждого тюбика и отгадывать, что это такое.
- Какой крутой сюрприз ты придумала, - сказал я ей, - И город мой обыграла.
- В смысле? - уточнила она.
- Ну, Самара же связана с космосом, ракеты у нас делают же, - ответил я.
- Ого, вот это я придумала! - воскликнула она.
Короче, я понял, что для большинства жителей России это неожиданный факт, поэтому подробно рассказываю о нашем космическом городе.
Начали с самолетов
В довоенное время в трех километрах от станции Безымянка в Куйбышеве начинали строительство авиационного завода № 295, но в планы вмешалась война, и 10 октября 1941 года в связи с наступлением немецких войск на Воронеж было решено эвакуировать авиационный завод № 18 в Куйбышев, где в срочном порядке начале выпускать штурмовики Ил-2. В итоге на одном месте было образовано сразу два завода: один под номером 1 и второй номером 18. Сначала заводы отставали от необходимых темпов, тогда в адрес авиазавода пришла грозная телеграмма от Сталина:
- Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию. Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2. Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб. Шенкман дает по одному Ил-2 в день, а Третьяков дает МиГ-3 по одной-две штуке. Это насмешка над страной, над Красной Армией. Нам нужны не МиГи, а Ил-2. Если 18 завод думает отбрехнуться от страны, давая по одному Ил-2 в день, то жестоко ошибается и понесет за это кару. Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше Илов. Предупреждаю последний раз. СТАЛИН.
В феврале 1942 года завод набрал нужный темп и за годы войны дал фронту самое большое количество штурмовиков. Из общего количества Ил-2 (35 941 шт.) 74 % произведено в Куйбышеве - 26 888 шт. Этот самолет занимает почетное место в нашем городе на кольце пересечения пр. Кирова и Московского шоссе.
По ракете в год
После окончания войны завод № 1 остается в Куйбышеве. Он осваивает производство реактивных истребителей МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, а также реактивных бомбардировщиков Ил-28 и Ту-16.
2 января 1958 года Постановлением Совета Министров СССР принимается решение о начале производства межконтинентальных баллистических ракет Р-7. Так в нашем городе появляется филиал ОКБ № 1, который потом станет называться ЦСКБ "Прогресс". Сергей Павлович Королев направляет в Куйбышев своего заместителя Дмитрия Ильича Козлова для организации конструкторского отдела. Авиационный завод № 1 за год осваивает производство баллистической ракеты Р-7, которая в 1959 году поставлена на вооружение Советской Армии. Тем же документом оговаривалось, что двигатели к "семерке" будут изготавливаться на заводе № 24 (организация п/я 32, впоследствии - Куйбышевское моторостроительное производственное объединение имени М.В. Фрунзе).
Проводили испытания этой ракеты около станции Тюра-Там, который и стал тем самым "Байконуром". Кстати, с Байконура в Самару идет прямая дорога, и есть даже указатель на наш город, хотя между ними 1 500 км.
Кадры для космоса
После эвакуации завода с Воронежа новому заводу в Куйбышеве требовались инженеры. Поэтому для подготовки инженерных кадров было принято решение создать Куйбышевский авиационный институт.
В соответствии с приказом Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР, занятия в институте начались в октябре 1942 года, а в 1944 году был осуществлён первый выпуск специалистов.
С 1957 года в институте началась подготовка специалистов по ракетно-космической технике. Сейчас на базе университета есть интереснейший музей, который можно посетить совершенно бесплатно.
Не только "Восток"
Уже на базе королевской "семерки" были разработаны "Восток", "Молния", "Восход", "Союз", а также дальнейшее совершенствование этих изделий. Самарские ракеты-носители вывели на околоземную орбиту не только "Восток" Юрия Гагарина, но и корабли всех других советских космонавтов. За 40 лет было построено около 1 700 экземпляров таких ракет. Кстати, Гагарин должен был приземлиться именно под Куйбышевым, но из-за нештатной ситуации аппарат отклонился и приземлился в 110 км от назначенной точки. Но из Энгельса Гагарина все равно доставили в Куйбышев, где он должен был доложить результаты полета госкомиссии, пройти необходимый медицинский контроль и адаптацию на Земле.
Ракета в центре Самары
В 2001 году в Самаре поставили самую настоящую ракету, где в 2007 году открылся музей "Самара Космическая".
Эта ракета сразу же стала одним из главных символов города. Памятник представляет собой ракету Р-7 высотой 68 метров, которая весит 20 тонн. Летательный аппарат изготовили в 1984 году на заводе "Прогресс" как образец для тренировки боевых расчетов в Плесецке. В 1999 году его подарили заводу, после чего сняли лишнее оборудование и сделали из него памятник. Здесь можно увидеть космические аппараты, макеты и схемы кораблей, вещи космонавтов, двигатели, скафандр и еду космонавтов.