Самарский путешественник Алексей Жирухин в октябре принял участие в поисковой экспедиции в Магаданской области, которую организовал известный арктический путешественник Богдан Булычев. За неделю им удалось найти останки советского самолёта времен Второй мировой войны. Жирухин, будучи тревел-блогером с большим опытом автомобильных и арктических путешествий, в поисковой экспедиции принимал участие впервые. О суровых условиях и о самой уникальной находке Алексей рассказал в рубрике "НЕдиванная аналитика".
Находка на берегу озера
С Богданом Булычевым мы давно знакомы. Он родился на Колыме и жил в этом же районе, где проходили поиски. Это мой хороший друг и товарищ, с которым мы прошли уже не одно путешествие. В такие авантюры приглашают только надежных людей, в которых уверены, ведь условия очень сложные: сильный мороз, отсутствие цивилизации, совсем простые условия проживания. Почему мы приехали именно в Магаданскую область искать следы самолёта?
Фото: архив Алексея Жирухина
Ранее, летом 2021 года, Богдан организовал экспедицию. Участники нашли на Колыме на озере Майорыч останки самолета времен Второй мировой войны: металлические элементы крыла, которые лежали на берегу озера. На них сохранилась табличка с серийным номером, которая и дала теорию, что на озере может залегать целый самолет.
Фото: архив Алексея Жирухина
Табличка позволила определить тип воздушного судна. Это оказался гидросамолет МБР-2, который выпускался с 1934 года. Он поступал в управления авиации на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке - туда, где не хватало аэродромов, а рек и озер было достаточно. По идее, он должен был быть цельнометаллическим, но состояние промышленности привело к тому, что самолет сделали почти полностью деревянным.
Фото: архив Алексея Жирухина
Стоит отметить, что на этом озере в те времена располагалась гидробаза, где приземлялись, обслуживались и улетали по своим маршрутам самолёты авиаотряда Дальстроя НКВД.
В поисках "живого" экземпляра
В задачи новой экспедиции входил дальнейший поиск элементов самолета, чтобы впоследствии можно было его восстановить. Сейчас ни одного "живого" экземпляра не сохранилось - тем он ценен и уникален. По предположениям, останки крылатой машины должны находиться на дне озера. Для этого привлекли команду профессиональных поисковиков, которые много лет поднимают военную технику с помощью специального оборудования.
Фото: архив Алексея Жирухина
На Колыме в октябре уже началась настоящая зима, выпал снег. Ночами мороз усиливался и достигал 20 градусов. Благодаря этому лед на озере встал и позволил свободно передвигаться в поисках частей утонувшей техники.
Мы (шесть мужчин) поселились на несколько дней в охотничьем домике на берегу озера Майорыч. Из удобств - лежак, печка и столик. Из бонусов - шикарный вид на колымские сопки.
Фото: архив Алексея Жирухина
В течение нескольких дней поисков мы обнаружили подо льдом элементы крыла самолета, сделали во льду проруби и достали их. Также были найдены магнитные аномалии, по размеру которых можно предположить, что там лежит сам самолет. К сожалению, глубина залегания не позволила достать его в это время года.
Фото: архив Алексея Жирухина
Мы забрали только лючок от крыла с номером, который может помочь исследовать историю этого самолета. Остальные части оставили на озере. Они достаточно большие и зимой вывозить их сложно.
Следующая экспедиция планируется летом 2023 года с привлечением специалистов с локаторами и водолазов, чтобы попробовать поднять основные элементы со дна озера.
Фото: архив Алексея Жирухина
Останки планируем привезти в Магадан, привлечь специалистов и местных студентов технических специальностей, чтобы восстановить самолет.
Сейчас предстоит в архивах узнать, что это за техника, но в любом случае машина очень редкая, все остальные разбиты и уничтожены. Пока не удалось узнать, как погиб этот самолет и какого он года выпуска. Данные могут быть засекречены. Информацию мы запросили в Минобороны России.
Еще больше новостей в наших соцсетях!
Читайте, обсуждайте, подписывайтесь.