sovainfo.ru

"Один человек здесь заблудился и прожил без света неделю": Алексей Жирухин исследовал 27 км Сокских штолен

Самарский тревел-блогер Алексей Жирухин, автор блога путевых заметок "Путешествия со смыслом" рассказал sova.info о своём необычном подземном путешествии, которое случилось в Красноглинском районе областной столицы. Он прошёл почти три десятка километров по дорогам Сокских штолен, которые являются одним из самых интересных спелеологических объектов Самарской области.

44.jpg

Фото: Алексей Жирухин

От ГУЛАГа до туристов

Сокские штольни доступны для посещения уже почти 27 лет, с 1995 года. Они стали туристическим объектом для самарцев после того, как закрылся один из карьеров.
Самарские спелеологи нашли в них один вход со стороны подножия горы. Остальные оказались засыпанными. После спелеологов сюда ринулись в поисках острых ощущений любители экстремального туризма. Если бы не народная тропа, проходящая к этому отверстию, сложно было бы догадаться, что здесь находится такой крупный подземный объект. Расскажу об истории этого объекта и об опасностях, которые он в себе таит.

66.jpg

Фото: Алексей Жирухин

Разработка химического известняка под горой Тип-Тяв на окраине Самары (тогда Куйбышева) началась в конце 1930-х годов. Здесь работали заключенные ГУЛАГа, военнопленные и вольнонаемные, которые имели технические специальности.

Добыча известняка прекратилась в начале 1960-х годов по нескольким причинам. Главные из них две. Во-первых, из-за отсутствия рентабельности (к тому времени бесплатный труд заключенных использовать перестали, а вольнонаемные требовали достойную оплату и улучшения условий труда). Во-вторых, началась разработка более выгодным и быстрым открытым способом. Так возник всем известный Сокский карьер. Его могут увидеть в этих местах все желающие.

На момент окончания разработки закрытым способом длина всех штолен и штреков насчитывала около 53 километров. В то время это была вторая по длине подземная система в Советском Союзе, но со временем, в том числе из-за карьерной разработки, часть штолен засыпало. Для прохода остались доступны чуть более 27 километров, что тоже немало.

"Клубок" опасностей

Войдя в штольни, мы сразу же попадаем в огромный "вестибюль", откуда вглубь горы уходит сеть штолен и штреков. Мы идем с опытным гидом, спелеологом Петром Якубсоном, который за 20 лет исходил эти лабиринты вдоль и поперёк и знает их историю. Не советую сюда заходить без людей, которые тут хорошо ориентируются, потому что штольни таят множество опасностей.

Здесь очень легко потеряться. Для человека, который попал сюда впервые, все выглядят одинаковым, особенно сеть выработок (штолен и штреков), которые перекрещиваются под прямым углом. Никаких источников дневного света, поэтому передвигаться здесь можно только с фонарями. Мне рассказали, как один человек здесь заблудился и прожил без света неделю, пока кто-то из туристов его случайно не нашел.

11.jpg

Фото: Алексей Жирухин

Кто-то пытался делать какие-то стрелки и пометки на стенах и поворотах, но они могут больше запутать, чем привести к выходу. Еще кто-то разматывал нить, чтобы вернуться по ней (местами видно на полу), но сами понимаете, что на такую длину никакой "нити Ариадны" не хватит.

Снимок.PNG

Фото: Алексей Жирухин

Отправляясь в подземное путешествие по штольням, важно помнить, что это очень пожароопасное место. Здесь много деревьев, а весь пол усыпан деревянной трухой. Бывали случаи, когда здесь кто-то пытался развести костер, чтобы согреться. Вся система штолен в минуты заполняется дымом, через который ничего не разглядеть. К сожалению, не обошлось без трагических случаев.

Снимок333.PNG

Фото: Алексей Жирухин

Ещё для туристов могут быть опасны обвалы камней. Могут упасть на голову и завалы из гнилых конструкций, которые исчерпали свою спасительную функцию и начали представлять угрозу для гостей. Тут никакая каска не поможет. Словом, нужно знать, где ходить, как в фильме "Сталкер", помните? Ну и под ноги обязательно смотреть, чтобы не споткнуться и не сломать ничего.

Подземный музей

Преодолённые препятствия вознаградят ваше любопытство, ведь Сокские штольни - это настоящий подземный музей, где можно найти много интересного. Это одно из мест зимовок летучих мышей. Их не нужно трогать и будить. Еще здесь можно увидеть несколько видов плесени. Можно понаблюдать, как растёт грибница.

Но самыми раритетными "экспонатами" можно считать останки железной дороги: рельсы, мотовоз и вагонетки. Все это раньше использовали для вывоза породы на поверхность. Эта заброшенная железная дорога меня особенно впечатлила.

"Железная" заброшка

Чтобы увидеть останки железной дороги, нужно забраться далеко в искусственную пещеру, но только со знающим гидом. Раньше железка проходила почти через все крупные штольни. Как только этот объект в 1995 году остался без охраны, то помимо спелеологов сюда начали наведываться и мародеры, поэтому первым делом разобрали и вытащили металл, чтобы его сдать. Сохранились только те пути, которые находились дальше всего от входа.

Рабочие грузили породу из поперечно проходящих штреков. Такой "навес" защищал железку от обвала. В некоторых штольнях от старости и влаги такая конструкция развалилась, но под бревнами можно увидеть сохранившиеся пути.

55.jpg

Фото: Алексей Жирухин

Известняк вывозили на треугольных вагонетках (энтузиасты закрепили одну такую к потолку, чтобы охотники за металлом не утащили единственный экземпляр, который тут сохранился). Их тянули дизельные мотовозы. Останки одного из них тут тоже можно найти. Специалисты определили, что на этом мотовозе был установлен двигатель под мотопомпу производства Андижанского машиностроительного завода. Кстати, вагонетки еще таскали на лошадях. В штольнях попадаются подковы.

В самых дальних штольнях можно увидеть рельсы, которым пока удалось избежать судьбы металлолома. В одном месте полностью сохранился поворот. Выглядит он очень колоритно, учитывая, что мы находимся глубоко под горой. Вот такие интересные находки скрывают подземелья Самары.

77.jpg

Фото: Алексей Жирухин