sovainfo.ru

Канал-призрак: тревел-блогер Алексей Жирухин рассказал о масштабной советской заброшке, которая растянулась на два района Самарской области

Известный самарский тревел-блогер Алексей Жирухин, ведущий блога путевых заметок "Путешествия со смыслом" рассказал sova.info о необычных сооружениях, которые он случайно обнаружил в Самарской области. Речь идёт о Куйбышевском обводнительном канале – амбициозном советском проекте для развития орошаемого земледелия в регионе. Объект охватывает территории сразу двух районов Самарской области - Хворостянского и Безенчукского. 
 
Легенда в степи 
 
Прожив в Самарской области 35 лет, я думал, что знаю о родном крае все, или почти все. Поэтому очень удивился, когда набрел на легендарный по масштабам недострой СССР, о котором вообще ничего не слышал. Это Куйбышевский обводнительно-оросительный канал, благодаря которому должно было происходить орошение около 1 млн га сельскохозяйственных земель Самарской и Оренбургской областей, а также обводнение свыше 1,7 млн га пастбищ. 
 
87EEB295-B78C-4710-8E4D-45DB5E978C79.jpeg

Фото: Алексей Жирухин

Попал я в эти места довольно неожиданно, даже случайно - отмечал свой день рождения в глэмпинге на берегу Волги прямо на границе Самарской и Саратовской областей в поселке Березовая Лука. Навигатор показал туда очень длинную дорогу, поэтому на обратном пути я решил найти что-то покороче. Как всегда говорил мой товарищ: "Мы поедем по длинной и скучной дороге, или по короткой, но интересной?". Тем более в нижнем течении Волги с левого берега никогда не был и не думал, что там может быть вообще что-то интересное. 

Таким образом, лесами и полями (которые до боли напоминали зимники Сибири и Арктики) я пересек границу областей и вышел к поселку Абашево.

Оттуда навигатор показал два варианта - обычная асфальтовая дорога через Хворостянку, где я проезжал уже много раз, и какая-то "серая" короткая дорога в сторону Безенчука, где я еще ни разу не ездил. Естественно, победил второй вариант. 

И сразу же за поселком эта дорога пошла вдоль рва, очень напоминающего канал. 
8351E0AE-0800-4D05-B390-DF5F6A46AB05.jpeg
 
Фото: Алексей Жирухин

Посмотрел на навигатор - точно: Куйбышевский обводнительно-оросительный канал, про который я никогда не слышал. Сразу захотел проехать по всей его длине и узнать о его истории. 

В проекте – 27 водохранилищ 
 
Этот канал решили построить в 1960-х годах из-за необходимости орошения сельскохозяйственных угодий степных районов Самарской и Оренбургской областей. Строительство началось осенью 1969 года. Планировалось построить 475 км (279 км в Самарской и 196 км в Оренбургской областях) и потратить на это около 2 млрд рублей - колоссальная сумма по тем временам. 
A4365271-7CE7-417D-B7FE-D1094C42A69F.jpeg
 
Фото: Алексей Жирухин 

Было запроектировано 27 водохранилищ - 21 в Самарской и 6 в Оренбургской областях. Высота подъёма воды - до 212 м (7 ступеней). Общее число гидротехнических сооружений на канале – более 320. Для строительства был создан трест "Куйбышевканалводстрой". На стройку привлекали молодежь и комсомольцев. 
 
Канал в высоту до 150 метров 
 
Всего до развала СССР успели построить 164 км канала. В 1992 году проект полностью забросили. Построенные сооружения оказались только на территории Самарской области (до Оренбургской так и не дошли). Сейчас из 164 км используют меньше половины. 
 
Вода в канал поступает за счет трёх перекачивающих насосных станций. Некоторые участки канала имеют высоту до 150 метров. На одной из фотографий, которые я сделал, очень заметна разница уровней между дорогой и каналом.
CA109474-5996-42EF-911F-538AF7A588E4.jpeg
 
Фото: Алексей Жирухин

Вдоль канала построили техническую дорогу. Она частично асфальтирована, а где-то - обычная грунтовка. Есть заброшенные участки. 
B9E8F26F-9FB3-4E63-B077-AC38A1AFCF6B.jpeg

Фото: Алексей Жирухин

В этих местах, к примеру, несколько десятков километров пришлось ехать по снежной целине и переметам, навигатор упорно просил меня развернуться, пока я не уперся в железную дорогу. 
 
Техническая дорога перед железнодорожными путями и после них была перекопана, чтобы никто не пытался проезжать по путям - светофоров там не было. Зато был небольшой объезд под путями. Повезло, что в начале зимы снега еще выпало не так много. 

Вот такие любопытные места можно найти, если кататься по нестандартным дорогам. Теперь интересно будет летом проехать по этим участкам снова и посмотреть, как используется канал по своему прямому назначению.
7F6328E8-F343-4885-9DC5-8D79C20F58B5.jpeg

Фото: Алексей Жирухин