Русское современное творчество
Персонажам славянского фольклора на выставке уделено особое внимание. Все они разные, и каждый помещен в определенную ситуацию. Например, герой акварельной работы "Колобок вышел из дома" Александра Виноградова катится сквозь тернистый лес. Он только убежал от бабушки и дедушки, он свободен и открыт миру. Но, как известно, впереди Колобка ждет много сложностей, на что и намекает фон картины.
Екатерина Белявская подготовила 15 карт - так художница называет свои работы. Каждая иллюстрация создана в стиле комикса и посвящена одному сказочному герою. В них сказки становятся частью привычного нам мира. Перед зрителем возникают молодая неформалка Баба-яга и брутальный Кощей Бессмертный, Царевна Лебедь в популярной одежде 2010-х, вальяжный Морской царь и полуобнаженная Царевна-лягушка.
Схожие метаморфозы произошли на картинах Дарьи Котляровой. Она поместила героев иллюстраций Ивана Билибина в наше время. Например, надкусанное яблоко в работе "Смотрю... вижу" - одновременно и предмет из сказки, и логотип известной компании. Неспроста художница называет свой стиль литературным постмодернизмом. В серии картин из трех "Явлений" герои взаимодействуют с современными технологиями. Один, к примеру, ловит жар-птицу в очках виртуальной реальности, другой освещает себе путь в чаще леса факелом сочинской олимпиады.
На выставке также представлена серия из трех картин-объектов "Сказки-раскраски" Тимофея Смирнова. Это книги с черными, мрачными обложками. Символично, что они объемные, но полые внутри. О содержании говорят лишь расположенные в середине книги закладки в виде кинопленок. В этом случае неважен ни сюжет, ни ее герои - мрачные сказки никто не дочитывает до конца.
Владимир Дубосарский обращается к деревянному зодчеству, которое в сказках часто выступает в качестве декораций. Зрители видят две работы с полноценными "окнами", украшенными резными наличниками и ставнями, а также четыре холста с элементами домовой резьбы: "Птица Сирин. Портрет", "Птица Гамаюн", "Ветер" и "Солнце". Картины Дубосарского - часть серии "Нижегородская резьба", которая создавалась по одноименному альбому-энциклопедии.
Иностранные гости из книг
В экспозиции представлены разные прочтения не только русских народных сказок, но и зарубежных. Антон Кузнецов переосмысливает героев книги Льюиса Кэрролла "Алиса в Стране чудес" (6+). На картине "Алиса и мухоморы" больше нет привычной гусеницы - она завершила трансформацию и превратилась в целую стаю бабочек-махаонов. Шалтай-Болтай в одноименной работе - это парящее золотое яйцо. Неуклюжий и абсурдный книжный рыцарь из "Алисы в Зазеркалье" (6+) на картине "Встреча с белым рыцарем" предстает отважным воином. Да и сама Алиса у Кузнецова, скорее, персонаж взрослой сказки. Выбрав единую сцену действий (английский сад, разделенный кирпичными стенами) и сделав мишени сквозным элементом всех трех работ, автор усилил образ блуждания. Поиск неуловимой цели в лабиринте жизни может тянуться бесконечно, но, если замечать детали и всматриваться в суть, можно найти выход из любой ситуации.
Общей темой западноевропейских сказок объединен диптих Ивана Коршунова. В работе "Крысиный король" столкнулись немецкая повесть "Щелкунчик и Мышиный король" (0+) Гофмана и датская сказка "Новое платье короля" (6+) Андерсена. Перед зрителями предстал голый король с человеческим телом и тремя крысиными головами. В основу второй картины "Крысолов" легла средневековая немецкая легенда о дудочнике, чья игра способна была зачаровать и крыс, и детей. Поэтому люди в этой работе снова обрели мышиные головы. На выставке представлены и другие гиперреалистичные работы автора: "Не простое", "По щучьему веленью" и "Каша из топора".
К другим сказкам Ганса Христиана Андерсена обратилась Анастасия Кузнецова-Руф. Ее "Дюймовочка" растет в отдельном горшочке посреди заброшенного сада. Смартфон - любимая игрушка девочки. Она не взаимодействует с внешним миром, предпочитая ему виртуальный. По задумке художницы, любой цветок рано или поздно "нужно будет пересаживать в открытый грунт". Сможет ли ребенок адаптироваться к враждебному миру, если он вырос в "тепличных условиях" и самостоятельно не сталкивался со сложностями? Обычно гиперопека не приводит ни к чему хорошему. Вторая представленная на выставке картина Кузнецовой-Руф переосмысляет "Русалочку". Героиня не успела превратиться в морскую пену - ее оглушили браконьеры. Работа "Биг фиш" одновременно олицетворяет и загубленную мечту о сказочной жизни, и жестокость рыбацких практик. Также в экспозиции представлено "Третье желание" художницы по "Сказке о рыбаке и рыбке" (0+).
"Швед над Полтавой" Константина Звездочетова - это ироничное высказывание на тему повести "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" (0+). Добрый и веселый толстяк неожиданно предстает в военной форме и с автоматом в руках. На самом деле эта работа - сказочная фантазия художника. Вряд ли Астрид Линдгрен могла предположить, что ее персонаж когда-то сделает выбор между банкой варенья и оружием в пользу второго. Да и Полтавская битва закончилась для шведов далеко не радостно. А может, речь идет не про события начала XVIII века? Экспликация рядом напоминает: "Вся наша жизнь - сказка… Страшная или смешная".
Столкновение с реальностью
Конфликт между классическим искусством и авангардом нашел отражение в двух сериях. Былинные богатыри на четырех фотографиях арт-группы "Синие носы" (Александр Шабуров и Вячеслав Мизин) атакуют авангардистских чудовищ Малевича и Татлина, борются с кубическим Змеем Горынычем. На четырех картинах Александра Савко происходит обратное - абстрактное "нечто" вторгается в идеальный сказочный мир в стилистике Билибина. Персонажи пугаются ярких неизвестных пятен, сторонятся их, стараются защититься. Но напор нового искусства силен - переходя от картины к картине, зритель обнаружит, что авангард почти полностью поглотил сказку.
Более грустную сказочную метаморфозу продемонстрировала Мария Сафронова. Герои ее картин верят в волшебство и ждут чуда, будучи далеко не в благополучных условиях. Сотрудники то ли тюрьмы, то ли психиатрической больницы наряжают главное праздничное дерево (работа "Елка"). Изолированные от внешнего мира люди сначала смотрят новогоднее обращение на маленьком экране старого телевизора ("Сказка на ночь"), а потом представление Деда Мороза и Снегурочки ("Праздник к нам приходит"). Скорее всего, у них на всех одно желание, которое не исполнит добрый волшебник...
Пройти сквозь чащу
Несколько работ посвящено природной теме. Инсталляция "В лесу" Егора Плотникова состоит из двух частей. Плоскостное живописное полотно дополняется палками и бревнами, расположенными на переднем плане, и двумя человеческими фигурами из папье-маше. Обезличенные путники бредут по тернистым лесным тропам. Художник рассуждает об идее пути, он сравнивает человеческую жизнь с лесом, где самому нужно выбирать маршрут.
"Лесные маги" Георгия Острецова - фантастические лесные жители. Неизвестно, кто эти деревянные человекоподобные персонажи, добрые они или несут угрозу. Один держит в своих лапах голову, другой - рисунок этой самой головы. Неподалеку от инсталляции разместилась картина Острецова "Лесной царь". Герой работы напоминает вышеупомянутых чудищ, но его тело уже не отличить от ствола дерева. Он и есть лес, дух-хранитель и защитник. Скольких людей он заманит в свои владения и погрузит в вечный покой? Или он поможет тому, кто относится к нему с почтением, и выведет из непроходимого бурелома? В любом случае советуем зрителям не трогать руками лесное божество художника - лучше прикоснуться к этим существам через балладу Гете или композицию Шуберта.
Ознакомиться с выставкой "Всякие сказки" можно до 21 декабря.