sovainfo.ru

Житель Самарской области сохранил воспоминания о войне в сборнике стихотворений

В преддверии Дня Победы учитель и поэт Василий Николаевич Кшнякин вспомнил военное детство, службу в ВДВ на Дальнем Востоке и свой путь в педагогике и творчестве. Его судьба, как и у многих детей войны, складывалась непросто, но до сих пор он говорит: "Мне всегда везло на хороших людей".

РКН: YouTube нарушает законодательство РФ

Школа войны и жизни

- Я родился 22 ноября 1931 года в селе Волынке Бузулукского уезда, которое в советское время переименовали в село Домашка, - вспоминает Василий Николаевич Кшнякин. - Учился в начальной школе, когда началась война. Годы были очень тяжелые: мы, дети, работали от зари и до зари.

В том военном детстве было много выматывающего физического труда. Вместе с другими детьми и взрослыми мальчик работал с крупным рогатым скотом, перегонял табуны лошадей, возил зерно на быках, а еще косил траву под сено, несмотря на то, что еще не доставал ногами до педалей косилки. Первые тяжелые травмы он получил здесь же, в тылу - по недосмотру взрослых или непосредственно от них. Василий взрослел мужал и после войны встретил отца уже будучи самостоятельным юношей.

- В 1946 году почти через год после праздника Победы вернулся из госпиталя мой отец, Николай Ефимович Кшнякин. Он работал связистом на фронте. И там, наверно, понял, какую важную роль в жизни человека играет образование. А у нас в сельской школе было только 4 класса: не хватало помещений, чтобы организовать учебу.

Первым делом после возвращения к мирной жизни отец отправляет сына в соседнее село Спиридоновка.

- Мне, 15-летнему юноше, предстояло поступать в пятый класс. Я отказывался ехать: было стыдно из-за возраста. Но отец настоял, - рассказывает Василий Николаевич. - Все же в 1946 году я поступил в пятый класс, а три года спустя закончил 7 классов.

В той школе молодому человеку повезло встретить учителя, ставшего для него наставником. Павел Яковлевич Сараев преподавал несколько предметов, среди которых были биология и немецкий язык. Именно он посоветовал своему ученику после школы отправляться в Бузулук и поступать там в педучилище.

- Больше никуда ехать не смей! Таких успехов, как в работе учителем, ты больше нигде не добьешься, - напутствовал он.

Учеба и служба в ВДВ

В Бузулуке Василию Николаевичу, по его словам, "опять повезло". Там он встретил старшего лейтенанта - знакомого отца. Он забрал юношу к себе на квартиру. По удивительному совпадению, жена этого военного работала секретарем у директора педагогического училища, куда и приехал поступать молодой человек.

- В 1951 году я закончил второй курс, и меня забрали в армию, - вспоминает Василий Николаевич. - Служить предстояло в воздушно-десантных войсках. Сначала мы располагались в Приморье, в селе Черниговка, затем нас передислоцировали в город Свободный Амурской области. И что удивительно: мне опять повезло! В нашей дивизии тогда открывали военное училище младших лейтенантов для учащихся со средним образованием. У меня за плечами было два курса, для поступления нужно было три. И все же меня зачислили: мой ответ на экзаменах очень понравился председателю государственной комиссии, товарищу полковнику.

В дальнейшем всех служащих со средним образованием демобилизовали в звании младшего лейтенанта. А Василия Кшнякина в звании старшего сержанта поставили на должность командира пулеметного взвода в воинской части. Однажды представился случай отличиться:

- Нам дали задание совершить диверсию на одном участке тайги. Я был старшим в группе. Нас "выбросили" на местность: смотрю по карте - ориентиров никаких. Потом оказалось, что по ошибке нас десантировали не в тот квадрат. Но мы все же выбрались и вернулись. За то, что я привел всех сослуживцев, мне выдали премию в 150 рублей. По тем временам большие деньги.

За годы службы было всякое: и помощь верных друзей, и серьезные испытания, и вероломная жестокость. Однажды на сержанта Кшнякина напали служащие из стройбата и избили так сильно, что он едва добрался до своей части.

- Но я все-таки выздоровел. А может, после этой травмы и стал поэтом, - шутит Василий Николаевич.

Поэзия и семейная жизнь

Впервые серьезный интерес к литературе появился во время учебы в Бузулукском педучилище. Василий Николаевич рассказывает:

- Тогда под запретом были стихи Есенина. Один товарищ мне и говорит: "У тебя такая мордашка, давай я тебя познакомлю с библиотекаршей, чтобы она нам дала книгу Есенина". Так и сделали. А затем организовали поэтический кружок.

Впрочем, от момента первых творческих опытов до полноценного погружения в поэзию прошли десятилетия. После 1991 года Василий Николаевич, по его словам, "разошелся" и начал писать много и регулярно. Автор подсчитал: 437 стихотворений и поэм - объем его творческого наследия на сегодня. И процесс продолжается. Он регулярно работает за печатной машинкой, читая строки семье, которая всегда рядом.

С будущей женой Василий Николаевич познакомился, когда уже работал учителем в сельской школе.

- Жил тогда у бабушки, и однажды она говорит: "Женись и занимай родительский дом. Больше за тобой ухаживать не буду. И вот однажды стою на берегу Урала, а на противоположном, сидят две девушки. Я переплыл реку, подошел и познакомился. Нахальный был! Немного поболтали, одной из них говорю: "Я тебя провожу". А она мне: "У меня кавалер есть, а у подруги нет". А я ведь именно ее выбрал.

Предложение избраннице он сделал быстро, но пришлось немного подождать: у невесты была учебная практика. В 1960 году в селе Проскурино они, наконец, поженились. С тех пор уже 64 года Любовь Кирилловна сопровождает Василия Николаевича и на творческом, и на жизненном пути. Еще всегда рядом сын и сноха, внуки, а вот бывших сослуживцев уже нет.

- Никого из тех, кого я знал в юности, сегодня нет в живых. И я никому не пожелаю пережить все то, что случилось со мной. Было действительно очень тяжело, - признается Василий Николаевич.

Он называет свой нынешний образ жизни полувоенным. Подъем в 6:30, около 10 минут на силовую зарядку, затем умывание. Утренний кофе и обязательно одно яблоко. А уже после - любимый кабинет с печатной машинкой.

- Кто не видел трудностей в жизни, тот не поймет, что такое счастье, - подытоживает Василий Николаевич Кшнякин. - Однажды я, выступая в областной библиотеке со своими стихами, сформулировал, как я это вижу. И сегодня повторю: "Счастлив не тот, кто идет за судьбой. А счастлив тот, кто ведет судьбу за собой".


поделиться: