По словам эксперта, сейчас почти во всех школах страны есть штатный психолог. Так, его отсутствие может вызвать много вопросов со стороны Минобразования и родителей.
Оказалось, что деятельность школьного психолога предполагает работу не только с учащимися, но и с самими родителями, так как часть проблем у детей идет из семьи.
Специалист отметила, что в первую очередь школьный психолог, конечно, работает с детьми. Он наблюдает за их успеваемостью, помогает с трудностями в учебе, общении, взаимоотношениях со сверстниками. Отдельное внимание уделяет подросткам.
Татьяна Шульга пояснила:
- Подростковый возраст - самый сложный. У детей есть потребность в независимости и в то же время в общении. А родителям зачастую общаться с ними некогда. Как альтернатива возникают друзья и сомнительные сообщества в интернете, и здесь очень востребована помощь психолога.
Однако в работе специалиста важно и общение с родителями школьников. Оказалось, в некоторых семьях отношения складываются сложные, потому что родители давят и требуют. Из-за этого учащийся становится замкнутым, у него появляются социальные фобии. Переживает, что не может справиться с предъявляемыми к нему требованиями. Тогда психолог консультирует взрослых и объясняет им, как лучше общаться, говорит о проблемах школьника.
Также, заявила доктор психологических наук, помощь требуется и самим учителям. В стенах школы у них возникает много проблем:
- Школьный психолог работает и с учителями - ведь у них тоже есть проблемы с учениками, с коллегами, с руководством и, опять же, с родителями школьников.
По мнению Татьяны Шульги, при приеме на работу психолога главный критерий - профильное образование и свидетельство о курсах повышения квалификации. Она заключила:
- И, конечно, школьный психолог обязательно должен быть человеком особого склада - хотеть работать с детьми, вникать в их проблемы, даже жертвуя личным временем, быть готовым помочь в любую минуту - здесь и сейчас.
А недавно психолог назвала главные причины детской агрессии.