И все-таки он самарский
Почему Олега Кононенко называют самарским космонавтом? Ведь родился он 21 июня 1964 года в городе Чарджоу в Туркмении. Так сложилось, что именно наш регион стал для него родным, и связь с ним он не теряет многие годы ни на Земле, ни в космосе.
- С детства мечтал стать космонавтом. В другой профессии себя не видел. Уже в детском саду так решил. А в школе стал целенаправленно готовиться, - вспоминает Кононенко. - Выяснил, что в эту профессию идут в основном военные летчики. Стал себя готовить к летному делу, но в 6-7 классах неожиданно упало зрение. Это была трагедия! Потом подумал, что в космосе нужны и инженеры, а математику и физику я любил.
Фото: из архива Олега Кононенко, 2008 год
Кононенко поступил в Харьковский авиационный институт, по окончании распределился в Самару (тогда еще Куйбышев). Думал, что приблизился к мечте. Но опять появилось препятствие.
- "Где отряд космонавтов?" Этот вопрос я задал, как только оказался в отделе кадров ЦСКБ. Ответ ошарашил: "Тут космонавты не работают", - продолжает Кононенко. - "Вы же космосом занимаетесь!" А мне говорят, что в стране много предприятий, связанных с космосом.
Позже он узнал, что отряд космонавтов есть в НПО "Энергия" в подмосковных Подлипках. О переводе туда просить не стал. И к генеральному конструктору Дмитрию Козлову не сразу пошел - решил сначала зарекомендовать себя как специалиста. Занимался проектно-расчетными работами и документацией для системы электропитания космических аппаратов.
Годы, прожитые в Самаре, Олег вспоминает с теплотой. Приехал он сюда с супругой Татьяной, которая тоже работала в ЦСКБ, нашел хороших друзей, через пять с половиной лет стал ведущим инженером-конструктором. И только тогда решился идти к Козлову. Состоялась не одна беседа, прежде чем тот понял, насколько серьезно настроен Кононенко.
Фото: Юлия Рубцова (архив ВК)
"Неужели тебе так хочется насиловать свой организм?" - спросил однажды Дмитрий Ильич.
"Хочу стать космонавтом", - твердо ответил инженер.
Фото: Андрей Савельев (архив ВК)
Последовали два года переписки с Центром подготовки космонавтов и "Энергией". Генеральный конструктор и его заместитель Александр Солдатенков приняли в судьбе подопечного деятельное участие. Будущий космонавт ни на минуту не забывал о поставленной цели - после работы много тренировался, чтобы пройти комиссию в Институте медико-биологических проблем. В итоге Кононенко все-таки стал первым и единственным в истории отряда космонавтов человеком, который готовился к своим будущим стартам, числясь работником самарского конструкторского бюро. С июня 1996-го по март 1998 года он прошел курс общекосмической подготовки, получил квалификацию "космонавт-испытатель".
Фото: Роскосмос, 2015 год
Старт в 44
Казалось бы, цель достигнута, но со временем Кононенко понял, что мало иметь удостоверение и квалификацию. Попасть в экипаж, даже несмотря на то, что все экзамены сдаешь "на отлично", очень сложно.
Фото: Юлия Рубцова (архив ВК)
Планировалось, что его первый старт состоится в 2003 году. Но 1 февраля при возвращении на Землю случилась катастрофа с американским челноком "Колумбия", погибли семь астронавтов. Это поставило под угрозу само существование Международной космической станции.
- Шаттлы доставляли много оборудования для американского сегмента, расходные материалы, сами экипажи, - перечисляет Кононенко. - Теперь вся тяжесть совместной программы легла на российские грузовые "Прогрессы" и пилотируемые "Союзы". Подсчитали, что на МКС возникнет относительный дефицит еды и воды. Поэтому решили, что пока американские челноки не возобновят регулярные полеты, на МКС будут работать двое вместо трех, причем только космонавты с опытом.
Кононенко перевели в "режим ожидания". Опять занятия и тренировки на выживание на суше и на воде, учеба, сдача экзаменов, проверки организма на прочность.
8 апреля 2008 года он все-таки отправился на орбиту на корабле "Союз ТМА-12". Вместе с таким же новичком Сергеем Волковым и первой астронавткой Южной Кореи Ли Со Ён. Мужчины дважды выходили в открытый космос. Выполнили уникальнейшие операции, которые вошли в пособия по внекорабельной деятельности для будущих полетов.
- Поначалу все время хотелось посмотреть, не отстегнулся ли карабин, который связывал с МКС. Нагрузка была, конечно, большая: при движении рук на каждый палец давят почти 20 кг, - говорит о дебютном выходе в открытый космос Кононенко. - Опытные коллеги рекомендовали вниз не смотреть, но я не выдержал - глянул. Земля выглядела совсем по-другому, не как в иллюминаторе, очень красивая и всего-то в 400 км от станции.
Тогда в нем проснулся настоящий фотохудожник, в дальнейшем он сделал сотни крутых снимков.
Фото: Олег Кононенко
В том полете была ситуация, о которой узнал весь мир. На МКС сломался туалет - очень сложное устройство, значительно отличающееся от земного. Поломка ставит под вопрос само пребывание людей на борту. Задумывались о том, чтобы вообще покинуть станцию, а это означало срыв многих национальных программ. Кононенко сумел отремонтировать туалет, за что его окрестили "космическим сантехником". Он успел выполнить и огромное количество экспериментов, исследований.
Фото: Роскосмос, 2018 год
За героизм, личное мужество, проявленное во время того полета, получил "Золотую звезду" Героя России. Затем будут ордена "За заслуги перед Отечеством" II, III и IV степеней.
Стаж растет
Сам Кононенко считает себя нашим земляком и не раз повторял: "Если бы не было самарского периода в моей жизни, то я не состоялся бы как космонавт".
В первый полет захватил с собой флаг Самары и берет Героя Социалистического Труда Солдатенкова. Это был своеобразный талисман конструктора, который тот брал на многочисленные пуски с Байконура. Впоследствии на орбите побывали флаг РКЦ "Прогресс" и флаг Самарской области. А также спортивная атрибутика - футболка с надписью "Самара - город-организатор ЧМ-2018 года" и вымпел с изображением нового стадиона, построенного к чемпионату мира.
Начиная с первого полета, сложилась традиция - Кононенко рассказывает читателям "Волжской коммуны" (12+) о том, что происходит во время экспедиций. Первое интервью в формате "Космос - Земля" он дал по телефону, прямо с борта МКС в сентябре 2008 года. И даже брал газету во вторую космическую командировку - в 2011-м. Причем это было уникальное издание с автографом Юрия Гагарина. 13 апреля 1961 года, после приземления, первый космонавт Земли находился в Куйбышеве и его попросили расписаться на первой полосе свежего номера ВК.
- Я показал эту газету другим членам экипажа, в том числе и американцам. Разглядывали, мягко говоря, с благоговением, - вспоминает Кононенко. - Долго не решались расписаться рядом, а потом каждый скромно расписался в самом уголочке полосы.
Наш земляк оказался крайне востребованным. Следующие старты состоялись в 2015, 2018 и 2023 годах. Он выполнил сотни научных экспериментов и сложнейшие работы по ремонту и дооснащению российского сегмента МКС. В общей сложности вне Земли Кононенко провел почти три года.
Фото: Юлия Рубцова (архив ВК)
Он отмечал дни рождения на орбите в первом и втором полетах. 55-летний юбилей - во время четвертой командировки. 60 лет встречает опять на работе.
Кононенко спрашивали, есть ли возрастной предел для полетов в космос. Он отвечал, что нет. Главное, чтобы было здоровье и востребованность твоих знаний и умений. Конечно, пребывание вне Земли - тяжелое испытание, но его может преодолеть человек с невероятной силой воли и по-настоящему любящий свою профессию.
При возможности Олег Кононенко приезжает в Самару. Выкраивает время в плотном графике. Ведь помимо тренировочных и орбитальных нагрузок у него есть и другая - он является командиром отряда космонавтов Роскосмоса.
Фото: Юлия Рубцова (архив ВК)