sovainfo.ru

Выявляют и пресекают: прокуратура Самарской области совершенствует методы борьбы с коррупцией

В пресс-центре Самарского областного вещательного агентства состоялся брифинг, посвященный антикоррупционной работе органов прокуратуры. Какое количество коррупционных нарушений в сфере госзакупок было выявлено в 2022 году и сколько возбуждено уголовных дел? Что такое конфликт интересов и сколько представителей власти потеряли свои посты в связи с утратой доверия? На эти и другие вопросы ответил начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Самарской области Алексей Волков.


По мнению правоохранителей, коррупция является наиболее опасным преступным проявлением, поэтому борьба с ней является одним из приоритетных направлений работы органов прокуратуры и в целом всей правоохранительной системы.

Как рассказал начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Самарской области Алексей Волков, коррупционную преступность можно разделить на два типа - это хищение бюджетных средств чиновниками и взяточничество (получение и дача взятки, а также посредничество в данном процессе).

- Нами принимаются меры, направленные на профилактику коррупционных правонарушений и преступлений, а также привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности. Наиболее частые нарушения в данной сфере – это ненадлежащее отношение к предоставлению государственными служащими сведений о своих доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. К сожалению, здесь мы ежегодно выявляем довольно значительное количество нарушений, - констатировал Волков.

Он также рассказал об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов. За 2022 год органами прокуратуры Самарской области было изучено более 40 тысяч подобных документов, при этом более 1500 опротестовано из-за несоответствия требованиям федерального законодательства. На стадии подготовки актов было выявлено более 4 тысяч документов с коррупциогенными факторами.

- Например, недостаточно четко и ясно прописаны процедуры, что дает возможность чиновникам произвольно трактовать определенные требования. Допустим, чиновник вправе запросить какие-то документы, провести какие-то действия или мероприятия - это уже является коррупциогенным фактором, позволяющим в каких-то случаях использовать это право, а в каких-то случаях - нет. Такие формулировки недопустимы, мы их выявляем и принимаем меры прокурорского реагирования, - пояснил начальник отдела.

Законом предусмотрено и такое понятие, как утрата доверия. По данным облпрокуратуры, в 2022 году в связи с утратой доверия были прекращены трудовые отношения с 13 государственными и муниципальными служащими.

- Это шесть сотрудников полиции, совершивших коррупционные преступления, пять депутатов, одно лицо, замещающее государственную должность Самарской области, и один руководитель муниципального учреждения, - перечислил Волков.

По его словам, чаще всего такая мера применяется в связи с наличием конфликта интересов – это довольно широкое понятие с точки зрения антикоррупционного законодательства.

- Например, госслужащий не отказывается от взятки, и его интерес по получению материальной выгоды становится выше, чем исполнение своего служебного долга. Второй вариант конфликта интересов, когда госслужащий принимает на работу к себе в подчинение близкого родственника, и у чиновника появляются возможности предоставить ему преференции – выписать премию побольше или закрыть глаза на то, что тот не вышел на работу, - пояснил прокурорский работник.

К конфликту интересов относятся и случаи, когда депутаты органов местного самоуправления являются одновременно руководителями муниципальных учреждений: глава муниципального образования является работодателем директора учреждения, который, используя свои депутатские полномочия, может оказывать давление на работодателя при голосовании по различным вопросам.

- Для устранения данных фактов в течение года было внесено большое количество актов прокурорского реагирования, - отметил Волков.

Одной из важных задач является пресечение коррупционных нарушений при проведении закупочных процедур по госконтрактам, особое внимание – к освоению денежных средств, выделяемых на реализацию нацпроектов. За 2022 год в Самарской области было выявлено более 100 нарушений в данной сфере. Направлено 18 постановлений для уголовного преследования, возбуждено 11 уголовных дел коррупционной направленности.

- Решения по остальным постановлениям еще не приняты, но я думаю, что в ближайшее время по ним будут возбуждены уголовные дела, - сказал представитель закона.

Он также напомнил, что коррупционным правонарушением является не только получение, но и дача взятки. Например, если представитель организации пытается решить вопросы путем дачи взятки чиновнику, то этот гражданин подпадает под уголовную ответственность, а штраф для организации составит от 1 до 40 млн рублей - в зависимости от суммы, которую предлагали в качестве взятки. Кроме того, организация на протяжении двух лет не сможет участвовать в государственных закупках.

По словам Волкова, если чиновник вымогает у гражданина взятку за предусмотренные законом услуги, необходимо незамедлительно обратиться в правоохранительные органы и вместе с представителями закона участвовать в выявлении коррупционного преступления и привлечении чиновника к ответственности.

Начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Самарской области отдельно подчеркнул:

- Количество выявленных преступлений коррупционной направленности на протяжении последних лет растет. Не стал исключением и 2022 год - по итогам 11 месяцев рост составил 3 процента. Здесь важно отметить заслугу правоохранительных органов. С каждым годом совершенствуются способы и методы выявления и пресечения коррупционных преступлений, в результате этого выявляется все больше преступлений подобного характера.


поделиться: