Что такое Болонская система образования?
Болонский процесс появился сравнительно недавно: министры образования 29 европейских стран подписали в стенах Болонского университета в Италии декларацию "Зона европейского высшего образования" 19 июня 1999 года.
Эта Болонская декларация была попыткой создать единое пространство высшего образования - в целях сближения и гармонизации систем образования стран Европы. Как оказалось, попытка была весьма неудачной, унифицировать стандарты обучения в университетах разных государств так и не получилось.
Ещё в апреле этого года член Совета Федерации Лилия Гумерова отмечала, что цель присоединения России к Болонскому процессу не была достигнута – признание российских дипломов в Европе полностью не состоялось.
Как было раньше?
Ректор Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королёва Владимир Богатырёв рассказал, что введение Болонской системы было хорошим решением, но лишь для студентов из Европы. Он дополнил:
- Когда много стран и они очень компактно расположены, можно быстро за час, два переехать на автомобиле или скоростном поезде в другую страну. У нас же с нашими расстояниями это более затруднительно.
По словам ректора, в России не сложилась практика уезжать за границу после бакалавриата. Такая возможность была, но ей зачастую не пользовались. Богатырев рассказал:
- У нас часто встречаются ситуации, когда выпускник бакалавриата уезжает в другой город получить образование в магистратуре. То есть он хочет изучить узкое направление. Но у нас было принято не за границу уезжать, а в другие города. А за границу ездило несколько десятков человек, очень малое количество. Если учитывать, что университет выпускает в год около 10 тысяч выпускников, это крайне малая доля. Поэтому с точки зрения того, что студенты могли уезжать за границу, решение не оказалось востребованным.
Владимир Богатырев подчеркнул, что в Самарский университет им. Королёва, наоборот, приезжало больше иностранных студентов. Примерно от 10 до 70 человек со всего мира поступали в магистратуру в Самаре. А это в том числе и студенты из Европы.
Ректор также отметил, что уровень знаний - что в мире, что в стране - сложился примерно одинаковый. Он рассказал:
- Безусловно есть те, университеты, которые слабее среднего, но их не так много. А есть университеты, которые сильнее, так называемые "звездочки", но ведь и их единицы. Они находятся на верхушках мировых рейтингов, все остальное в среднем примерно одинаково везде.
Богатырев отметил, что Болонская система была хороша для гуманитарных направлений. Можно было изменить свою траекторию обучения, передумать и выбрать другую:
- К примеру, можно было учиться 4 года на бакалавриате на философа, а потом передумать и стать историком, и проучиться в магистратуре на историческом направлении. Это вполне допустимо. И это нормальная образовательная траектория. Студент как был гуманитарием, так им и остаётся. А вот в другом случае, если вы на бакалавриате учились на радиоэлектроника, 4 года обучились, а затем внезапно решили заниматься поездами или ракетами, то сделать это будет весьма тяжело.
Бакалавриат — все?
По мнению ректора Самарского университета, бакалавриат никуда не пропадет. Он гарантирует, что все поступившие в этом году студенты получат свои дипломы:
- Я считаю, что те кто уже поступили на бакалавриат или будут этим летом поступать, безусловно доучатся свои четыре года и получат дипломы бакалавров. Дело в том, что со студентами, которые обучаются на платной основе заключается договор. В условиях договора прописано, что человек будет обучаться по программе бакалавриата. Поэтому с точки зрения государства, Минобра РФ и университета мы должны выполнить условия контракта и дать им такое образование.
Богатырев подчеркнул, что несмотря на выход России и Республики Беларусь из Болонской системы образования, Самарский университет продолжает работать по обеим существующим системам одновременно. Он добавил:
- В том случае, если будет исключен бакалавриат, то число бюджетных мест не сократится, просто эти места будут распределены и уйдут в специалитет.
Проректор по учебной работе Самарского политеха Ольга Юсупова считает, что нужен постепенный переход на образовательную систему специалитета. Он необходим для создания условий по завершению полного цикла высшего образования уже обучающимися по программам бакалавриата студентами. Ольга Юсупова уточнила:
- Целесообразно увеличение доли специалитета и сокращение доли бакалавриата и магистратуры, прежде всего по инженерным и естественно-научным направлениям, в общем объеме подготовки кадров с высшим образованием.
По её мнению, система высшего образования должна сохранить накопленный за 20 лет сотрудничества с зарубежными университетами опыт для реализации многочисленных современных программ.
Проректор по учебной работе Самарского политеха также считает, что в условиях тенденции к сокращению периодов обучения в пользу трудовой деятельности следует сохранить возможность реализации коротких программ бакалавриата и магистратуры, развивать форматы и технологии дополнительного профобразования.
Ольга Юсупова рассказала:
- Следует в рамках специалитета обеспечить индивидуализацию траекторий, возможность смены трека на определенном периоде. Например, по модели "2+3" после получения глубокой естественно-научной и общеинженерной фундаментальной подготовки.
Как будет теперь?
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил, что бакалавриат и магистратура останутся, но вернётся и обучение по программам специалитета. Он назвал Болонскую систему прожитым этапом. Настало время отдать приоритет созданию собственной модели высшего образования по уникальной отечественной системе. В ее основе обязательно будут лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента.
В свою очередь врио проректора по учебной, воспитательной работе и молодежной политике Самарского государственного аграрного университета Юлия Кирова считает, что сейчас речь все же не идет о кардинальных изменениях образовательных стандартов. Она отметила:
- Мы работаем в режиме отстроенного образовательного процесса и никаких угроз для качества образования или подготовки специалистов не видим. Возможно, будет переходный период, будут и изменения. Но мы уверены, что выход из Болонского процесса не повлечет "шоковой" и неадаптивной трансформации нашей образовательной системы.
Вадим Ружников, ректор Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики (ПГУТИ) считает, что грядущие изменения - только к лучшему. По его мнению, система высшего образования РФ на текущем этапе должна претерпеть существенные корректировки. Он добавил:
- В первую очередь это связано с новыми вызовами, ориентированными на цифровизацию всех отраслей деятельности российской экономики. Будущее за новой уникальной системой, объединившей в себе всё лучшее от опыта на различных этапах её формирования, в основе которой будут заложены стратегические интересы страны и огромные возможности для студентов, ориентированные на индивидуальную траекторию обучения.
Ружников уверен, что в стране готовы выстроить новую систему высшего образования, отвечающую национальным интересам на благо России.
Отметим, что изначально вхождение России в Болонский процесс подразумевало, как и в остальных странах, подписавших Болонское соглашение, увеличение мобильности через унифицирование стандартов обучения в университетах разных государств.
Иными словами, студент мог проучиться некоторое время в одном университете, потом — в другом. Например, отучился в России два года, далее поехал в одну из 48 стран, подписавших Болонское соглашение. Однако, по мнению главы Минобрнауки Валерия Фалькова, за прошедшие двадцать лет внедрения базовых особенностей Болонской системы стало очевидно, что ряд из них не способствует достижению тех целей, которые Россия ставила перед собой изначально.
В новых условиях выяснилось, что отечественная система высшего образования должна претерпеть существенные изменения. С одной стороны, это обусловлено кардинальной перенастройкой технологических и экономических процессов, адаптацией экономики к новым реалиям. Министр науки и высшего образования России отметил:
- Опираясь на эти принципы и учитывая предыдущий уникальный опыт развития, мы выстроим систему, которая будет привлекательна для иностранцев, и в то же время станет полностью отвечать национальным интересам.
Фото: пресс-служба Самарского университета