Впечатлениями от посещения "Поезда Победы" поделился курсант клуба "Волонтеры в погонах" Илья Гроза:
- Это невероятный поезд. Он собирает в себе по кусочкам всю войну."Поезд Победы" - первая в мире иммерсивная, основанная на "эффекте присутствия", инсталляция, размещенная в движущемся составе. Над его созданием работала команда из 70 человек – группа петербургских художников из творческой мастерской "Невский баталист".
Администратор оргкомитета проект Сергей Лукша подчеркивает, что проделана колоссальная работа:
- Во время работы над проектом много времени было уделено работе с хрониками, историческими фото- и видеодокументами. Историки, реконструкторы отобрали и реконструировали тысячи исторических фотографий. Кроме того, были произведены высококачественные музейные копии из аутентичных материалов.
Скульптуры абсолютно реалистичны, созданы по уникальной технологии. Большое внимание уделено мелочам, детализации проекта. Это подчеркивают наши посетители-коллеги - сотрудники музеев и те, кто работают в поисковых отрядах, - говорит Лукша.Для униформы и гражданского костюма использовались оригинальные предметы одежды тех лет. К примеру, в так называемом "вагоне смерти" - скульптурная композиция, изображающая момент допроса. В ней немецкий офицер одет в оригинальную шинель вермахта.
- Ей 80 лет и произведена она фабрикой Хуго Босса, которая занималась пошивом униформы для германской армии. Сегодня в истории компании - это черная страница, но тогда она на этом заработала очень много денег, - рассказывает экскурсовод.На реалистичность и "эффект погружения" работают не только аутентичные детали, позы и выражения лиц героев экспозиции, но и свет, звук и даже воздух.
В вагоне "начала войны" – жилая комната во время бомбежки: упавший с окна карниз, рассыпанные грампластинки, звук сирены. В "окопе" - пулеметная очередь, взрывы, раненые и убитые солдаты, в "вагоне смерти" – изможденные узники концлагеря, кашель, стоны, лай собак. В "тамбур" открыта дверь: стук колес, проносятся сельские пейзажи, сгоревшие дома и дует ветер прямо в лицо посетителям.
– Иммерсивный музей, работа с эффектом погружения в другую реальность - это новый шаг в музейном деле в принципе, - говорит Сергей Лукша. - Гости получают наушники и аудиогид, слушают индивидуальную экскурсию. Это помогает им еще больше погрузиться в обстановку, стать частью тех далеких событий и великих историй, пережить, почувствовать их.Заместитель начальника военно-учебного центра по патриотической и воспитательной работе Самарского университета имени Королева полковник Виктор Одобеску вышел с выставки потрясенным:
- Тронут до глубины души. Понравилось, что каждый вагон - это отдельная тематическая история, и она очень детально раскрыта. Обход экспозиции занял немного времени, но за этот промежуток перед глазами прошла вся Великая Отечественная война.
Больше всего потряс последний сюжет, где наши победители едут домой в немецких вагонах. Я сам служил в 70-х годах в Германии, могу подтвердить - действительно, немецкие вагоны примерно так и устроены. Спасибо железнодорожникам за этот проект. Мне было интересно, а детям, думаю, еще интереснее будет, - поделился впечатлениями полковник.Администратор проекта уверяет, что подобная реакция - нормальная:
- Мы уже несколько раз пересекли страну от Крыма до Владивостока. Посетили более 135 городов, 17 республик, к нам пришло более 600 тысяч посетителей. В Самаре работаем третий день, до этого были в Сызрани и Тольятти. Равнодушным поезд не оставляет никого. Кто-то выходит просто задумчивый, кто-то – со слезами на глазах, но эмоции музей вызывает у всех.
Фото: Андрей Савельев