"Весенний ветер" и Велес
К понятиям, заявленным в названии выставки, к этим трем древнейшим символам художники обращались во все эпохи. С давних времен они проникли в наше подсознание. Экспозиция в "Новом пространстве" дает возможность увидеть, как это проявляется в современном мире.
- Выставка готовилась больше года. Многие из художников сделали свои работы специально для нее, - рассказывает куратор проекта, самарский живописец, график и педагог Алексей Давыдов. - Каждый из участников - а это представители трех поколений - своим языком, пластическими средствами выразил отношение к заявленной теме. Свое видение метафизического и реального пространства, наполненного идолами, масками и тотемными мирами. В этих работах - философские размышления. Внимательный зритель откроет в них множество смыслов. На выставке можно увидеть произведения и мэтров, и совсем молодых художников – например, Яны Полденя из Белоруссии. А началось все с представленной на выставке картины Геннадия Тибушкина "Натюрморт с керамикой", которая датируется 1981 годом. Он мне ее подарил в 1999-м. Вот тогда-то и родилась идея нынешней выставки.
Старшее поколение представлено здесь также творчеством Валентина Пурыгина. Картину "Весенний ветер" и серию графических работ 80-х годов прошлого века предоставил для экспозиции частный коллекционер. Рисунки мастера воздушны, мелодичны и полны экспрессии. Главный герой здесь – славянский бог Велес, олицетворяющий у Пурыгина творца. Художник, как считал этот мастер, является проводником между сакральным и реальным миром. На выставке можно увидеть и пурыгинские коллажи, в которые включены открытки, вырезки из журналов, расправленный пластик, ткань, фольга и фактурные элементы.
Штрих-коды на лицах
Экспозицию отличает разнообразие подходов художников к заявленной теме. Так, Мария Пешкова передает символику тотемов за счет необычной композиции и колорита. На ее картине "Сила яровая" мы видим скачущего красного быка. На полотне "Хранитель ночи" вороны словно закрывают от нас весь мир своими черными крылами. А на картине "Огонь небесный" мчащийся ярко-желтый конь показан так, словно он только что оторвался от золотого солнечного диска. К древним мифам отсылает работа "Твердь земная", где огромная рыба превращается в остров, и на нем растут деревья.
Некоторые произведения на этой выставке затрагивают тему пандемии. Так, Алексей Давыдов представил четыре работы об этом. Они образуют форму куба и составляют единое целое. Люди на них – какие-то отрешенные и похожие на механизмы. А на их лицах – штрих-коды.
Множество ассоциаций рождают мистические серии картин Алексея Давыдова "Шаман" и "Дух", графические работы "Кокон", "Боль", "Сон", "Тупая агрессия", "Мертвая пустота" и другие, в которых отражаются разные человеческие состояния. В серии рисунков "Шахматы" каждая из фигур становится многозначной. Есть у Давыдова свой Сталкер, непохожий на того, который был в мире Стругацких и Тарковского. Герой самарского художника из реальности отправляется в мир мифологем, где его окружают загадочные ущелья, наполненные водой пещеры и кружащие над ними зловещие птицы.
Ирина Елизарова представила на выставку изящные работы в технике меди и горячей эмали – размышления на вечную шекспировскую тему "Весь мир – театр". Марьям Галстян из Армении – графические притчи. В них она повествует о том, что волнует людей с незапамятных времен. Об этом говорят и названия рисунков – "Дом", "Душа", "Страх", "Звезда", "Боль". А еще это размышления об истинном и мнимом в человеке. Сама Марьям говорит об этом так:
- Порою кажется, что умеренные и социализированные маски, приемлемые для жизни в социуме, - самые идеальные, безопасные и надежные. Однако что делать с собой? Как найти себя среди этих слоев масок и не перепутать себя с собой выдуманным?
Пушкин - грецкий орешек и мудрый кот Гатто
Необычные скульптурные образы представила Елена Коваленина-Примака. Здесь и макет шаманского бубна саамов – с солярным символом в центре и расходящимися от него линиями, означающими, что власть Солнца охватывает всю жизнь. Здесь и карта мистического города Конца Света, созданная по мотивам романа Харуки Мураками. И скульптурное изображение Пушкина в обрамлении грецкого орешка. И традиционная маска Венецианского карнавала – мудрый кот Гатто. И образы женщины и мужчины из племени Маори в Новой Зеландии. И макет похожего на средневековую башню уникального маяка Анива, построенного японским инженером Синобу в 1939 году на юге Сахалина. В советское время маяк освещал путь судам в самом бурном и опасном перешейке между Японским морем и Тихим океаном. А сейчас он заброшен, и причалить к нему можно только на резиновой лодке.
В рамках выставки в "Новом пространстве" пройдут лекции и встречи с художниками. Побывать в мире масок, идолов и тотемов можно будет до 24 апреля.