"Кормилица наша"
С именем купца связано еще одно историческое строение – паровая мельница. Когда-то это краснокирпичное здание, похожее на старинный замок, привлекало сюда множество туристов. Принадлежавшая купцу мельница была построена возле реки Безенчук на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков.
Как рассказала местный краевед Ольга Комкова, когда-то здесь было огромное производство с самым передовым для того времени оборудованием, вместительными амбарами и даже баней для рабочих. Десятки тысяч пудов муки отправлялись отсюда на баржах в верховья Волги.
Кормила мельница людей и в годы советской власти. В начале Великой Отечественной, когда в селе жили голодно, местные жители ели мучную пыль, набившуюся в мельничные жернова.
В военные годы в Екатериновку из белорусского города Карачева была эвакуирована фабрика крученых изделий. Ее разместили в здании, где располагалась мельница. Для этого пришлось разобрать все мельничное оборудование. Здесь производили веревки, канаты, изоляцию для кабелей. Много лет местные жители называли эту фабрику своей "кормилицей". Когда-то она была главным промышленным
предприятием Безенчукского района и давала работу сотням сельчан. Последние годы и это предприятие не работает. Четырехэтажное здание, где когда-то размещалась мельница, а потом фабрика, постепенно превращается в призрак.
Все, что от него сохранилось, представляет собой печальное зрелище. Разбитые стены с пустыми глазницами окон. Пустоты вместо полов, разобранных на дрова. Возникает
ощущение, что здание попало под бомбежку. Металлические балки, перекрытия, часть кирпичей – все это выломали и растаскали местные жители и приезжие.
Но даже в нынешнем своем состоянии вид полуразрушенного здания бывшей паровой мельницы на живописном берегу реки Безенчук впечатляет. Особенно когда глядишь на него издалека.
Вторая жизнь храма
Украшение села - храм во имя Святой Троицы. В 1774-м на этом месте поставили деревянную церковь, а двенадцатью годами позже хозяин здешних земель граф Алексей Орлов-Чесменский заложил каменный храм. А деревянную церковь разобрали и перевезли на телегах в соседнюю деревню Александровку. Когда через год граф скончался, строительство храма в Екатериновке продолжила его дочь Анна. Освятили его в 1813 году. Храм этот трехпрестольный. Главный престол был освящен в честь Святой Троицы.
В 30-е годы ХХ века храм закрыли. Во время Великой Отечественной войны в нем размещалась машинно-тракторная станция, а позже – гараж школы механизаторов.
В 80-е годы это здание представляло собой жалкое зрелище. Об этом можно судить по фотографиям, размещенным здесь, на церковных стенах. На некоторых видны коровы, забредшие с соседнего луга под храмовые своды.
Восстанавливать церковь начали в 1996 году при предыдущем настоятеле, отце Николае. Через два года он умер, и приход возглавил отец Сергий (Петров). Он служит здесь и по сей день.
Только в 2013 году удалось завершить реставрацию. Однако нынешний вид храма, как говорит настоятель, не вполне соответствует историческому. Так, парапеты возле входа были полукруглыми, а сейчас они треугольной формы. В 2008 году стены храма покрасили. Но они не белоснежные, как раньше, а светло-бирюзового цвета. В некоторых местах их теперь украшает мозаика с изображениями Троицы и Спаса. Это работы самарского художника Александра Нагнибеды.
В ходе реставрации храма строители обновили купол. Но и на тех металлических листах, которыми его покрыли, уже появилась ржавчина. Так что одна из ближайших хозяйственных задач настоятеля – снова обновить купол. На этот раз – с помощью нержавейки.
Восстановили в храме и колокольню, прежняя была снесена. Звонит сам настоятель, а помогает ему сын Иван, который учится в техникуме.
Еще одно свидетельство обновления - колодец неподалеку, его настоятель вырыл с помощью прихожан. В скором времени колодец этот собираются выложить гранитным камнем.
Входим в храм. Его внутренняя архитектура, как утверждает настоятель, полностью восстановлена и соответствует исторической. Отец Сергий показывает сохранившиеся старинные иконы. Их сберегли и передали в храм жители Екатериновки и окрестных сел. Некоторые из этих святынь в свое время хранились в семьях здешних старообрядцев — Кольчугиных и Коноваловых.
- Здесь есть иконы, написанные на дереве, на железе, на холсте, - рассказывает настоятель. - Две из них, с изображением святой великомученицы Варвары - избавительницы от бед и целителя Пантелеймона, были написаны, когда в крае свирепствовала оспа. Среди наших святынь – иконы "Святой Николай", "Иоанн Предтеча", "Введение во храм святой Богородицы". Лики на многих иконах первоначально были совсем темные. Изображения с трудом просматривались. Но здесь, в храме, все иконы очищаются.
Одна из здешних святынь - икона в серебряном окладе "Взыскание погибших". С ней прихожане ходили во время крестных ходов. Надпись на обратной стороне свидетельствует, что была она написана в 1901 году. А нашли ее несколько лет назад на чердаке одного из бывших купеческих домов. Еще одна святыня - икона с изображением Серафима Саровского, написанная на холсте. В Самаре эту икону отреставрировали, и теперь у нее почти первозданный вид.
Рядом – работы современных мастеров. Иконостас, отдельные иконы, росписи под куполом. Все это гармонично сочетается с сохраненной стариной. Раньше стены храма были полностью расписаны. Но от тех росписей ко времени начала реставрации не осталось даже фрагментов. Для тракторных мастерских, которые располагались на территории храма, они были ни к чему.
Если подняться на колокольню, оттуда открывается потрясающий вид на село и окрестности. Раньше вокруг храма были заливные луга. Сейчас на их месте – волжский затон, образовавшийся после возведения ГЭС.
Этот красивый храм привлекает многих прихожан. Даже из Самары сюда приезжают в дни больших православных праздников. Когда церковь только начинали восстанавливать, вокруг были посажены елочки. За эти годы деревья подросли и, окружая храм, словно оберегают его от новых невзгод.
Как рассказала Ольга Комкова, в Екатериновке всегда жили монашки. Даже при советской власти. Хотя некоторых из них в эти годы были арестованы.
В селе сохранился домик, в котором две монашки когда-то нашли себе приют.
- Обе были убогие, - рассказывает краевед. - Одна еле передвигалась, другая плохо говорила. Но они были искусными мастерицами, шили лоскутные одеяла. В редком доме в Екатериновке не было образцов их творчества...