В мае фонд "Защитники Отечества" предложил предоставить ветеранам СВО автомобили с ручным управлением. В федеральное законодательство приняли поправки, позволяющие обеспечивать героев с тяжелой инвалидностью адаптированными средствами передвижения. Машины должны закупить бойцам, передвигающимся исключительно на креслах-колясках, и тем, кто имеет парную ампутацию нижних конечностей.
Фонд подписал соглашение о долгосрочном сотрудничестве с ДОСААФ России. Автошкола должна бесплатно обучить ветеранов СВО вождению адаптированных автомобилей.
В Самаре проект уже стартовал: первая группа инвалидов закончит обучение 12 октября. Она состоит из 14 человек (жители со всей области), но на занятия приезжают пока только семь - остальные на реабилитации.
- Автомобили с ручным управлением - это средство реабилитации и социализации. Машина для инвалидов - единственная возможность выезжать из дома, чтобы учиться, работать, помогать семье и решать бытовые вопросы, - подчеркнул председатель регионального отделения ДОСААФ России в Самарской области Сергей Мирошниченко.
- Обучение длится два месяца. Теорию преподаем в онлайн-формате. Практические занятия проходят в удобное для каждого из ветеранов время. Мы подстраиваемся, - отметил начальник регионального отделения ДОСААФ России в Самарской области Александр Феденев. - Чтобы бесплатно учиться у нас по программе, нужно иметь медицинское показание к управлению транспортными средствами и все остальное - паспорт, СНИЛС, желание.
Пока в самарской автошколе только одна рабочая машина с ручным управлением для инвалидов. Она же - единственная в области. В конце ноября ДОСААФ получит второй такой автомобиль - LADA Vesta. Феденев отмечает, в перспективе транспорта станет больше. Тогда можно будет обучить не только ветеранов, но и всех людей с ограниченными возможностями здоровья.
Чтобы помогать инвалидам, инструкторы прошли специальное обучение:
– Мне дали сертификаты как инструктору и как психологу. Работая с ветеранами СВО, я вижу, что страха у них нет. Есть только тяга к жизни. Люди идут получать права, чтобы не сидеть дома, а ездить на концерты, в музеи и так далее, – рассказал мастер производственного обучения вождению ДОСААФ России Павел Харьков. – Хочется привлечь не только ветеранов СВО, но и гражданских людей с ограниченными возможностями, которые не могут самостоятельно оплатить обучение – их тоже много.
Система ручного управления заменяет педали газа и тормоза на органы управления, расположенные рядом с водителем в удобном месте. Он контролирует автомобиль исключительно с помощью рук.
– По ощущениям – все то же самое. Вообще ничего сложного, – рассказал ветеран СВО Николай Суханов о системе. Он водил машину до получения ранения. – Пока учусь на этом авто, планирую приобрести новый для себя, установить на нем ручное управление.
Инструктор Харьков считает, ручное управление чуть сложнее, чем ножное. Оно менее продумано. Для ветерана СВО Алексея с позывным "Воркута" эта система оказалась не такой простой.
– Наш проект уникален. Если другие автошколы еще не подошли к тому, чтобы обучать инвалидов ручному управлению авто, обязательно скоро подойдут. Этого требуют обстоятельства, – подчеркнул Феденев.
Фото: Дмитрий Бурлаков