sovainfo.ru

Воспоминания на холсте: в Самарском художественном музее проходит персональная выставка Галины Шемяковой

Экспозиция "Уроки левитации" (0+) приурочена к 70-летию художницы. У автора сказочных, отчасти сюрреалистических полотен нет профильного образования. Рисовать Шемякова начала десять лет назад, что называется, для души. Ее воспоминания, впечатления, сны и фантазии нашли отражение в живописи, представленной в музейном зале "Коллекционер".

Воспоминания на холсте: в Самарском художественном музее проходит персональная выставка Галины Шемяковой Фото: Юлия Рубцова

В 1976 году Галина Шемякова окончила Куйбышевский авиационный институт, после 19 лет трудилась в ЦСКБ в отделе проектирования летательных аппаратов. О работе там напоминают многие картины художницы, среди которых - "Предполетная подготовка", "Метеоточка с видом на рассвет", "Воздушный бой".

 
На открытии выставки Шемякова призналась, что часто летает во снах. Мотивы полета, сопряженные с увиденным во снах, прослеживаются в сюжете картины "Уроки левитации", давшей название экспозиции. Работа "За порогом кухни", вероятно, тоже пришла из мира грез - море вместо пола и пролетающего над горами дракона точно не увидишь в реальности. А встреча Гензеля и Гретель с Иваном Сусаниным, которая изображена на одной из картин, возможна только в фантазиях.

 
- Что отличает настоящего художника и кто вообще определяет, что он - "настоящий"? - говорит заведующая научным отделом художественного музея Светлана Шатунова. - Галина Шемякова подошла ко мне после мартовской выставки Светланы Немонтовой и поинтересовалась, часто ли мы делаем выставки непрофессиональных художников. Но дело не в том, есть у человека соответствующее образование или нет. Художник - это состояние души, это работы, созданные внутренним взором. Я уверена, что такой композиции нельзя научить в академиях. Стиль Шемяковой узнаваем по тонким и лирическим линиям, по своеобразной манере.

 
Живописные сюжеты на представленных холстах сложно скомпонованы. Как правило, на них разворачиваются какие-то действия. Это и противостояние природной стихии ("Единоборство с западным ветром"), и бытовая тематика ("Фея борща"), и мрачное размышление о будущем ("Договор с судьбой"). Есть тут и авторская интерпретация работ известных художников - "Купание голубого носорога" напоминает картину Петрова-Водкина не только названием.

 

- Первую половину жизни мы что-то приобретаем - заводим друзей, находим любовь, во второй же начинаем это потихоньку терять, - отметила Шемякова. - Все персонажи моих картин имеют прототипы, большинство из них срисовано с моих близких - сестры, дяди, погибшей дочери. Не только люди взяты из воспоминаний, но и предметы. Например, дождевая бочка, которую можно увидеть на одной из моих работ, стояла во дворе дома, где я выросла.

 
Герои картин художницы - это она сама и ее семья, веселые рыжеволосые девочки. Это мир сказочных стрекоз, бабочек и котов. Часто в своем творчестве она опирается на воспоминания из детства. Бабушка с дедушкой жили в деревне. Однажды, приехав к ним в гости на летние каникулы, Галина со своей сестрой увидели слепую девушку, которая играла на аккордеоне, привезенном из Германии. Этот сюжет стал основой для картины "Трофейный аккордеон".

 
- Мы с Галиной Шемяковой знакомы давно, она талантливый человек, который в основном работает "в стол", - сказала директор художественного музея Алла Шахматова. - Я всегда хотела показать ее творчество в нашем музее, и наконец это стало возможно. В этих выставочных залах у нас часто проходят уроки музейной педагогики. Юные художники, попадая сюда, будут фантазировать и создавать свои полотна на основе этой экспозиции.

 
Ознакомиться с выставкой можно до 22 января.


поделиться: