Организация "Лекало добра" (16+) появилась в Большой Черниговке в апреле прошлого года. Но шить для бойцов спецоперации начали раньше – в октябре 2022-го.
Как говорит председатель Дарья Уколова, дали клич - и девушки собрались. Сначала кто-то занимался гуманитаркой, кто-то швейным делом. Потом портнихи отделились, создали благотворительный фонд, чтобы все было официально – сбор средств, закупка тканей, пошив, отчетность.
Бойцов мастерицы одевают полностью: шьют на все сезоны – начиная с нижнего белья, заканчивая теплыми костюмами. По их словам, большим и основным спросом пользуются нательные комплекты. На них больше всего заказов, об этом говорят и сами военнослужащие при личном общении: пришли с задания, помылись, вскрыли пакет с набором, переоделись. В холодное время популярны толстовки и брюки из флиса, а также носки из этого материала – они теплые и быстро сохнут.
Все расходники фонд закупает на пожертвования от простых людей и местных предпринимателей – фермеров, сельхозтоваропроизводителей. Швейный "штаб" у портних расположен в Большой Черниговке, в помещении, выделенном администрацией. Здесь огромный кроильный стол, штабеля с рулонами тканей и пакетами готовой продукции. Именно тут рукодельницы вырезают детали, фасуют их по пакетам и развозят швеям по домам. Те, в свою очередь, не только собирают части в цельный продукт, но потом еще и стирают с гипоаллергенным порошком, отглаживают, складывают и передают в фонд, где вещи уже собирают в комплекты.
Работают по всему району. Есть дальние поселки, куда автобусом доставляют раскроенные материалы, потом забирают готовые. В зону СВО пошитое отправляют с военнослужащими, пришедшими в отпуск. Причем так, чтобы одежды сразу хватило на всех бойцов, что есть в подразделении. Это порой заставляет женщин работать в жестком цейтноте днями и ночами. Были случаи, что приходил заказ на 50 комплектов, которые должны были быть готовы через два дня.
Стоит отметить, сами выкройки мастерицы не делают. Они сотрудничают с всероссийским волонтерским движением "Шьем для наших" (16+), которое и предоставляет им готовые шаблоны.
– По этим лекалам вся страна у нас работает, – говорит Дарья.
Больше всего в процессе страдает техника, которая часто выходит из строя. Женщины шьют на собственных машинках, которые не предназначены для промышленных объемов производства, а именно такой у портних и получается – за раз одна шьет по 30-40 футболок.
В костяке команды волонтеров от 20 до 40 человек. Число колеблется в зависимости от личной занятости в разные периоды года. Зимой, к примеру, их больше – присоединяются вязальщицы. Много декретниц и многодетных мам. В круговорот деятельности вовлекаются все члены их семей – бабушки и даже дети, которые тоже шьют, комплектуют готовую одежду, перетаскивают пакеты. Если нужна мужская сила – на помощь приходят мужья.
К примеру, Елену Звездикову в фонд привела дочь. Женщина сначала вязала носки дома, потом влилась в организацию и поняла, что уйти ей отсюда теперь очень трудно.
– Это все так затягивает, объединяет, дает силы. Мотивирует нас мысль, что мы очень помогаем нашим мальчикам. У меня лично никого из родственников на СВО нет, но все, кто там, – наши ребята. Поэтому и бросить сложно. Шьем в свободное время, а когда его нет – выкраиваем его из домашних дел, – рассказывает Елена.
Вовлечен в работу и ее внук, тринадцатилетний Максим. В свободное от уроков время мальчик шьет шапки.
Производство у большечерниговцев безотходное. Все оставшиеся от основного раскроя лоскуты идут в дело: из тех, что побольше, шьют летние банданы, остальное отдают школьникам. Мальчики там их измельчают и полученными обрезками набивают небольшие походные подушки, которые, в свою очередь, в школе шьют уже девочки.
– Эта работа очень сплотила всех. У нас нет корысти, все делаем бесплатно, от сердца. Мы после смены уходим умиротворенные от мысли, что помогаем нашим воинам. И это все до ребят доходит, мы от них потом получаем сообщения с благодарностью, – говорит Дарья Уколова.