Немедикаментозные методы психологического воздействия в Самаре — канис- и иппотерапию — практикуют на базе военного санатория "Волга". На одном из таких занятий 12 ноября побывал наш журналист. Ее встретила замначальника оздоровительного учреждения Ирина Горохова и рассказала:
- Такие методики мы раньше не применяли. По распоряжению начальника комплекса, филиалов, наладили взаимодействие с теми организациями, которые откликнулись. Когда военнослужащие пришли на первое занятие, у них сначала случился легкий шок от непривычной обстановки. Я сама присутствовала, очень интересна была их реакция, ведь даже к классическим психологам многих проблематично зазвать, а тут работа была построена на эффекте неожиданности. То есть сначала военным рассказывали про разное взаимодействие с животными, а затем с закрытыми глазами предлагали потрогать питомцев и угадать, кто это.
По словам Ирины, после контакта с собаками состояние бойцов менялось до неузнаваемости. Строгие мужчины смеялись и улыбались, выражали готовность и дальше работать со специалистами.
В занятии принимают участие сразу несколько четвероногих "психологов". В этот раз канистерапевтами стали малютка породы чихуахуа Дарина и 60 килограммов шерсти и счастья — ньюфаундленд Филимон. Перед тем как получить допуск, питомцы и их хозяева прошли специальное обучение с кинологами.
- Собака должна быть неагрессивной, знать команды, идти на контакт, как раз этому обучают кинологи. Дарине три года, она прошла обучение, получила соответствующие документы. У них есть медицинская книжка, анализы, обследования, собака готовится к каждой встрече, тренингу — ее нужно помыть, покормить, настроить на работу. Ограничений по породам нет, - рассказывает практикующий психолог Анастасия Курносова.
По словам кинолога Артема Киселева, главная цель в жизни для таких собак — служить человеку и быть вместе с ним. Это основной критерий, необходимый животным в гражданской службе.
- Работа с животными в рамках психотерапевтического процесса требует тщательной организации и профессионализма. Каждая собака выполняет свою роль, в зависимости от поставленных целей и особенностей группы пациентов. Специалисты-проводники совместно с психологами разрабатывают сценарии занятий, учитывая потребности каждого. При работе со взрослыми особое внимание уделяется развитию способности устанавливать физический контакт. Для этого применяются разнообразные стимулы, такие как одежда разной текстуры и плотности. Это помогает участникам лучше воспринимать окружающее пространство и улучшает сенсорное восприятие. Использование специально подобранных материалов позволяет адаптировать процесс взаимодействия с животным под конкретные задачи лечения, - рассказывает кинолог.
А вот напарнику Дарины, Филимону, спецодежда не нужна. Его пушистую шерсть к каждому занятию готовят грумеры. Перед записью интервью он вальяжно уселся в ногах хозяйки.
- Ему нравится вилять хвостом, общаться. Что и нужно людям, у которых "мало эндорфинов". Я не говорю про тяжелые травмы. Они замкнуты. И это надо преодолевать. Когда мы работаем через собаку, защиты психологические растворяются. Они начинают гладить, обнимать, кормить, командовать, садиться рядом. А параллельно психотерапевт продолжает работать, - говорит кандидат психологических наук Наталья Наумова.
Фото: Валерия Даниэль
