Впервые Шаляпин приехал в Самару в 1890 году, когда 17-летним юношей возвращался из Астрахани в Казань.
- Денег у него не было, но команда позволила ему бесплатно плыть на своем буксире, - рассказывал Леонид Рафельсон. - В Самаре ему пришлось все-таки сойти, чтобы заработать на еду. Здесь Шаляпин нанялся в артель грузчиков. Неделю он грузил на самарской пристани с "крючниками" кули с мукой. Работа была тяжелая, учитывая, что куль весил до 80 килограммов.
В следующий раз Шаляпин приехал в Самару через год, в 1891-м. Здесь он был зачислен в украинскую опереточную труппу Георгия Любимова-Деркача. В нашем городе в спектакле "Ой, не ходи, Грицю, та на вечорницы", который шел в драматическом театре, Шаляпин пел в мужском хоре. Никто из зрителей тогда, конечно, не мог и представить, что в следующий раз не известный никому хорист приедет в Самару прославленным певцом, покорившим сердца любителей музыки во всем мире. Он вернулся сюда в 1909 году, когда вся планета называла Шаляпина "голосом русского простора". Посетить Самару его пригласил владелец одного из музыкальных магазинов нашего города
Павел Чулков. Тот самый, кто создал прообраз современного баяна. Слухи о приезде "Феденьки" (так называли в России великого певца с легкой руки его первой жены Иолы Торнаги) взбудоражили город задолго до его появления. "Долгожданный гость встретил такой радушный приём, какой не выпадал на долю любого другого деятеля артистического мира", - сообщала газета "Голос Самары".
18 сентября, перед концертом, певец отправился на Всесвятское кладбище - на могилу матери, умершей от холеры. Нашел ее с трудом. Через семь лет Шаляпин напишет в своих воспоминаниях: "Я взял комок земли, который храню и до сего дня, отслужил панихиду, поплакал о матери, а вечером, во фраке, с триумфом пел концерт. Как будто так и надо".
На том памятном выступлении в театре-цирке "Олимп" (нынешней филармонии) Шаляпин пел более двух часов. В зале негде было яблоку упасть. Перед концертом многие зрители простояли на улице целые сутки, чтобы получить контрамарку или купить лишний билет.
Сохранилось несколько воспоминаний счастливчиков, побывавших на том выступлении великого певца. Вот что рассказывал самарский актер Георгий Шебуев, бывший в то время студентом Казанского университета:
"Что бы он ни исполнял, мы совершенно ясно и ощутимо видели то, о чем он пел: и убитого менестреля с разбитой лютней, и тупоголового короля, приказывающего сшить блохе бархатный кафтан, и Степана Разина, бросающего в Волгу персидскую княжну, и крестьянку, глядящую вслед уходящему с армией барину-офицеру. Исключительным образцом такого концертного перевоплощения явился в тот вечер "Семинарист" Мусоргского. Перед нами стоял высокий и статный Шаляпин в шикарном, модном фраке, белом галстуке, лаковых ботинках. Но вот он запел "Семинариста", и все эти эстрадные атрибуты исчезли. И перед нами был уже не Шаляпин, - нет, не он, а наивный, недалекий паренек, семинарист, бурсак, зубрящий ненавистную латынь и в то же время полный любовной мечтой о поповой дочке Стеше…"
Эти воспоминания были опубликованы в газете "Волжская коммуна" от 15 апреля 1956 года. В 2014 году возле Самарской филармонии был посажен дуб – потомок того дуба, который посадил Федор Шаляпин в 1909-м.
А в 2015 году на здании филармонии появилась мемориальная табличка, посвященная историческому концерту Шаляпина в нашем городе. На барельефе певец изображен в концертном фраке на фоне театральных кулис и рояля. Внизу - надпись: "В память концерта Ф. И. Шаляпина в этом месте в театре-цирке "Олимпъ" 18 сентября 1909 года". Авторами композиции стали самарские скульпторы Николай Куклев и Кристина Цибер.
Бывал певец не только в столице губернии. Сейчас в Доме журналистов проходит выставка "Рождествено в красках осени". На картине Дмитрия Мантрова изображен "Дом с мезонином", принадлежавший в конце девятнадцатого века помещикам Ушковым. Жили они на широкую ногу, нередко в этом доме гостили знаменитые люди. Среди них были художник Иван Шишкин и певец Федор Шаляпин, которого связывало родство с помещиком Константином Ушковым. Тот был женат на Терезе Елухен, сестре второй жены Шаляпина - Марии Петцольд-Елухен.
Сейчас "Дом с мезонином" находится в запущении. Но, может быть, он когда-нибудь обретет достойный вид и появится здесь мемориальная табличка о пребывании в этом доме наших великих соотечественников?
Фото: Самарская филармония