Художественные практики XX века кардинально отличаются от предшествующих им течений. Авторы исследуют собственное тело, используют нетрадиционные техники, заимствуют объекты из разных сфер человеческой деятельности. Появляются новые жанры искусства - инсталляции, перформансы, видеопроекты. Все они идут в разрыв с общепринятыми формальными признаками художественного произведения.
Современное искусство в своем большинстве - это рефлексия на различные проявления окружающего мира. Авторы осмысляют происходящее так же, как это делали мастера предыдущих столетий. Современное искусство базируется на классическом, перерабатывает его, трансформирует, но все же обращается к нему как к фундаментальному основанию.
Именно этим связям посвящен проект Третьяковской галереи. Открыл цикл сотрудник отдела новейших течений Третьяковки Игорь Волков с лекцией "Образ человека вчера и сегодня: тело, персона и событие в классическом и современном искусстве".
- Наш отдел базируется на Крымском Валу и представляет собой постоянную экспозицию искусства второй половины ХХ века, - рассказал эксперт. - Каждый год мы стараемся проводить серию лекций о современном искусстве, чтобы сделать его доступным и понятным. Современное искусство странное, оно сильно отличается от классического. Но мы считаем, что между ними существует преемственность в темах, приемах и стилях.
Волков разделил лекцию на три части. И современное, и классическое искусство обращались к ярким трагическим событиям. Тема травмы стала первой темой обсуждения. Война, революция, внутренний конфликт - одна из точек пересечения эпох. Серия "Опаленные огнем войны" Гелия Коржева (1957-1960) пропитана болью и теми ужасными последствиями, которые принесла Великая Отечественная. Картины на военную тему в классическом искусстве встречаются, например, у Франсиско Гойи и Василия Верещагина.
Вторая и третья темы - тело, "неклассическое" и классическое. Яркий пример классической телесности - скульптуры древнегреческих богов. Они идеальны, созданы по строго закрепленным пропорциям. А "Витрувианский человек" Леонардо да Винчи нашел отражение в современных проектах Марии Агуреевой "Быстрее! Выше! Сильнее! Коммодификация" 2013 года и видеомонтажных работах Дмитрия Венкова.
Считается, что "неклассическое" тело - веяние современного искусства. Бодипозитив и феминизм актуализируют "неидеальность", запечатлевают человека таким, какой он есть в реальности или в душе. На этой идее выстроены "морды" Олега Целкова. В этом жанре в 1995 году Люсьен Фрейд создал знаменитую картину "Социальный смотритель спит". Художники давно ушедших столетий также обращались к этой тематике. "Неклассическую" телесность изучали Рембрандт и Огюст Роден.
Проект "Неслучайные связи" продолжится в апреле. Старший научный сотрудник отдела новейших течений Третьяковской галереи Наталья Сидорова 9 апреля расскажет о "Маленьком человеке" Кабакова и русской живописи XIX века".
Искусствовед Сергей Фофанов 30 апреля прочитает лекцию "Венецианов вместо Малевича. Романтики современного искусства".