sovainfo.ru

В Третьяковке стартовал проект о новейших течениях в искусстве

Вопреки расхожему мнению, современное искусство не возникло из ничего - в его основе искусство классическое. Лекторий "Неслучайные связи" (16+), стартовавший в самарском филиале Третьяковской галереи, исследует пересечения разных направлений и помогает лучше понять их историческую связь.

В Третьяковке стартовал проект о новейших течениях в искусстве Фото: предоставлено Третьяковской галереей

Художественные практики XX века кардинально отличаются от предшествующих им течений. Авторы исследуют собственное тело, используют нетрадиционные техники, заимствуют объекты из разных сфер человеческой деятельности. Появляются новые жанры искусства - инсталляции, перформансы, видеопроекты. Все они идут в разрыв с общепринятыми формальными признаками художественного произведения.

Современное искусство в своем большинстве - это рефлексия на различные проявления окружающего мира. Авторы осмысляют происходящее так же, как это делали мастера предыдущих столетий. Современное искусство базируется на классическом, перерабатывает его, трансформирует, но все же обращается к нему как к фундаментальному основанию.

Именно этим связям посвящен проект Третьяковской галереи. Открыл цикл сотрудник отдела новейших течений Третьяковки Игорь Волков с лекцией "Образ человека вчера и сегодня: тело, персона и событие в классическом и современном искусстве".

- Наш отдел базируется на Крымском Валу и представляет собой постоянную экспозицию искусства второй половины ХХ века, - рассказал эксперт. - Каждый год мы стараемся проводить серию лекций о современном искусстве, чтобы сделать его доступным и понятным. Современное искусство странное, оно сильно отличается от классического. Но мы считаем, что между ними существует преемственность в темах, приемах и стилях.

Волков разделил лекцию на три части. И современное, и классическое искусство обращались к ярким трагическим событиям. Тема травмы стала первой темой обсуждения. Война, революция, внутренний конфликт - одна из точек пересечения эпох. Серия "Опаленные огнем войны" Гелия Коржева (1957-1960) пропитана болью и теми ужасными последствиями, которые принесла Великая Отечественная. Картины на военную тему в классическом искусстве встречаются, например, у Франсиско Гойи и Василия Верещагина.

Вторая и третья темы - тело, "неклассическое" и классическое. Яркий пример классической телесности - скульптуры древнегреческих богов. Они идеальны, созданы по строго закрепленным пропорциям. А "Витрувианский человек" Леонардо да Винчи нашел отражение в современных проектах Марии Агуреевой "Быстрее! Выше! Сильнее! Коммодификация" 2013 года и видеомонтажных работах Дмитрия Венкова.

Считается, что "неклассическое" тело - веяние современного искусства. Бодипозитив и феминизм актуализируют "неидеальность", запечатлевают человека таким, какой он есть в реальности или в душе. На этой идее выстроены "морды" Олега Целкова. В этом жанре в 1995 году Люсьен Фрейд создал знаменитую картину "Социальный смотритель спит". Художники давно ушедших столетий также обращались к этой тематике. "Неклассическую" телесность изучали Рембрандт и Огюст Роден.

Проект "Неслучайные связи" продолжится в апреле. Старший научный сотрудник отдела новейших течений Третьяковской галереи Наталья Сидорова 9 апреля расскажет о "Маленьком человеке" Кабакова и русской живописи XIX века".

Искусствовед Сергей Фофанов 30 апреля прочитает лекцию "Венецианов вместо Малевича. Романтики современного искусства".


поделиться: